ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 г.
Педагогическим советом
Протокол № 2
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»
Год обучения: 1
Количество часов по плану: 3 - недельных,
102 - годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Составитель: Сюзёва Ксения Андреевна,
учитель физической культуры.
Екатеринбург, 2023
1
Пояснительная записка
Физическое воспитание подрастающего поколения способствует
укреплению здоровья человека, совершенствованию его физических и
морально-волевых качеств, решает задачи умственного и нравственного
воспитания.
Необходимо создавать условия для дополнительных занятий для
учащихся школ. Общеизвестный факт, что для полноценного гармоничного
развития ребёнку секретом, что у каждого человека необходимо несколько
часов ежедневных занятий физической культурой. Очень важно именно с
детства привить потребность к ежедневным занятиям физической культурой
и привить навыки здорового образа жизни.
Не для кого не является секретом, что у каждого человека абсолютно
во всём есть свои предпочтения. Точно также дело обстоит и с выбором
спортивной секции. Я не сторонник рекламы какого-либо одного вида
спорта. У всех видов спортивных секций есть свои положительные стороны,
главной из которых является воспитание здорового подрастающего
поколения.
Председатель Государственного комитета Российской федерации по
физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов сказал: « Совершенно не
важно, каким видом спорта будут заниматься мальчики и девочки, главное –
в эмоциональной и увлекательной форме они научатся основам спортивной
«грамоты».
Исходя из вышесказанного, как один из вариантов занятий физической
культурой я предлагаю занятия лёгкой атлетикой.
Дети всегда проявляли интерес к соревнованию друг с другом и искали
сравнения друг с другом. Лёгкая атлетика с её разнообразием видов
предоставляет великолепную возможность для таких взаимоотношений со
сверстниками.
Данная образовательная программа по лёгкой атлетике является
модифицированной. За основу взяты программы: Лёгкая атлетика.
Многоборье: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва под редакцией И.И.Столова.- Москва: Советский
спорт, 2005г., Детская лёгкая атлетика, программа международной
ассоциации лёгкоатлетических федераций – Москва: Терра - Спорт, Олимпия
Пресс, 2002 год.
Данная образовательная программа по лёгкой атлетике
имеет
физкультурно-спортивную
направленность
и
предназначена
для
углублённого изучения раздела «лёгкая атлетика» образовательной
2
программы средней школы. Программа органично вписывается в
сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных
учреждениях.
Новизна программы заключается в том, что для занятий в данной
спортивной секции не обязательно выполнение нормативов. Дети, не
имеющие достаточного физического развития, могут заниматься. Главное:
любить бегать, прыгать и соревноваться. Главное отличие от программ для
спортивных школ – это ранний набор и практическое отсутствие нормативов.
Результативность занятий оценивается по динамике личных результатов
учащихся и освоению техники лёгкоатлетических видов, нет ориентиров на
высокие спортивные достижения.
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к
здоровому образу жизни, укреплении психического и физического здоровья,
помощь первоклассникам в адаптации к школьной среде.
Педагогическая целесообразность 3-х летней программы по лёгкой
атлетике. Как и все другие виды спорта, лёгкая атлетика, требует
постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. З-х летний
период программы позволяет планомерно работать с детьми разного
возраста, объединяя их по физической подготовленности. Изменение,
относительно спортшкольных программ, возраста начинающих заниматься
детей связано с тем, что для данного контингента очень ограниченный круг
спортивных занятий и чаще всего они уже нацелены на высокие спортивные
результаты (футбол, гимнастика, фигурное катание и т.п.), предлагаемая
направленность занятий в 1-й и 2-й годы обучения в основном игровая. В
связи с этим у учащихся начальной школы не возникнет трудностей в
освоении и нет комплексов по поводу своей недостаточно хорошей
спортивной подготовленности. В 3-й год обучения по программе
занимающиеся уже ближе подойдут к знакомству с лёгкоатлетическими
видами. На протяжении всех лет обучения всем желающим будет
предоставлена возможность участвовать в лёгкоатлетических соревнованиях.
По окончании 3-го года обучения будет проведено тестирование и
рекомендованы занятия в наиболее подходящей спортивной секции по
физическим данным занимающегося.
Цель программы :
Создание условий для развития физических качеств, личностных
качеств, привитие любви к занятиям физической культурой.
Задачи:
Образовательные
- сформировать знания об истории лёгкой атлетики;
3
- познакомить с различными видами лёгкой атлетики;
- познакомить с правилами проведения соревнований по лёгкой
атлетике;
- обучить приёмам самоконтроля за переносимостью физической
нагрузки во время занятий;
- способствовать овладению навыками регулирования психического
состояния.
Воспитательные
- способствовать выработке у занимающихся организаторских навыков
и умения действовать в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности,
взаимопомощи;
- формировать потребность детей к ведению здорового образа жизни.
Развивающие
- способствовать повышению технической подготовленности детей в
данном виде спорта;
- развивать физические качества, укреплять здоровье занимающихся,
способствовать улучшению функционального состояния организма.
Условия набора
В секцию принимаются все желающие в возрасте от 7 до 10 лет,
допущенные к занятиям физической культурой по состоянию здоровья.
Срок реализации программы – 3 года.
Условия реализации программы:
1-й год обучения - 3 раза в неделю по 1 часу, 102 часа в год;
2-й год обучения - 3 раза в неделю по 1 часа, 102 часа в год;
3-й год обучения - 3 раза в неделю по 1 часа, 102 часов в год.
Наполняемость учебной группы - 25 человек.
Для обучения по данной программе используются следующие методы:
показа, объяснения, фронтальный, групповой, индивидуальный,
круговой, соревновательный, игровой.
Как правило, на этапах ознакомления и разучивания двигательного
действия большое значение имеет зрительное и слуховое восприятие
изучаемого двигательного действия (наглядность). Использование
зрительной, звуковой, словесной и двигательной наглядности зависит от
этапа обучения. К этим методам относятся показ двигательного действия
учителем (учеником), наглядные пособия (рисунки, кинограммы), ориентиры
(предметные регуляторы: пространственные, звуковые, инструментальные измерение результатов).
4
Фронтальный метод. Одно и тоже задание выполняют все
занимающиеся одновременно, независимо от их построения. Этот метод
широко используется во всех частях занятия, но преимущественно в
подготовительной и заключительной.
Групповой метод. Предусматривает временное деление занимающихся
на несколько групп и выполнение каждой группой своего задания по
указанию тренера. Разделение занимающихся на группы и определение
содержания заданий осуществляется с учётом пола, уровня технической и
физической подготовленности. По команде тренера начинается и
заканчивается выполнение заданий в группах. Выполнение упражнений в
группах происходит одновременно или по очереди.
Индивидуальный метод. Ученикам, отличающимся по своим
способностям и физической подготовленности от занимающихся, даются для
выполнения индивидуальные задания.
Круговой метод. Предусматривает последовательное выполнение
занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных
местах (станциях), как правило, расположенных по кругу в спортзале.
Обычно круг составляют от 4 до 10 станций. На каждой станции выполняется
один вид упражнений. Состав упражнений подбирается с расчетом на
комплексное
развитие
физических
способностей
и
повышение
функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз
без интервала или с определённым интервалом для отдыха между станциями.
Выполнение упражнений начинается и заканчивается одновременно на всех
станциях по команде тренера.
Соревновательный метод. Проведение тренировочного занятия или его
части в форме соревнования с определением победителя.
Игровой метод. Использование во время тренировки подвижных игр
или спортивных по упрощённым правилам.
Педагогическое построение занятий по лёгкой атлетике определяет
физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением
работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта
закономерность обуславливает выделение в структуре занятия трёх
функционально связанных составных частей: подготовительной, основной,
заключительной.
Подготовительная часть занятия по лёгкой атлетике состоит из двух
частей – основной и специальной. В основной части повышается общая
работоспособность организма с помощью упражнений, активизирующих
деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих
оптимальную эластичность мышц и подвижность звеньев опорно5
двигательного аппарата. В специальной части происходит «двигательная
настройка» занимающихся на предстоящую работу в соответствии с
содержанием основной части занятия, т.е. подготовка к выполнению
упражнений в беге, прыжках, метаниях.
В содержание подготовительной части входят:
- начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач
занятия);
- различные варианты ходьбы, бега;
- общеразвивающие упражнения для мышц туловища, рук, ног,
выполняемые на месте, в движении, в парах, с предметами, с использованием
гимнастической стенки;
- специально-подготовительные упражнения: беговые, прыжковые, бег
с ускорением.
При составлении комплекса упражнений для подготовительной части
занятия следует помнить, что подбор упражнений и чередование их зависят
от задач основной части занятия, а также от пола, возраста и физической
подготовленности занимающихся.
При проведении подготовительной части занятия тренеру необходимо
так подобрать упражнения, чтобы они:
-начинались из различных исходных положений;
- имели разную направленность, кинематические и динамические
характе -ристики;
- содержали в одном цикле от двух до восьми движений.
В содержание основной части занятия входят:
- разучивание новых элементов техники лёгкоатлетических видов;
-закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных
умений и навыков;
- развитие физических способностей;
- воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;
- формирование специальных знаний по физической культуре.
В процессе обучения лёгкоатлетическим упражнениям тренеру
следует:
- избегать однообразия в подборе средств и методов обучения;
- использовать разнообразные методы оценки – одобрение, замечание,
порицание;
- индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их
возникновения, и придерживаться правилу учить всех и отдельно каждого;
- формировать у занимающихся умение самостоятельного выполнения
физических упражнений.
6
В занятия по лёгкой атлетике следует обязательно включать
подвижные игры, направленные на развитие физических способностей.
Упражнения и игры, требующие проявления скоростных, скоростносиловых, координационных способностей проводят в первой половине
основной части занятия, а упражнения, направленные на развитие силы и
выносливости – во второй части.
В содержание заключительной части, как правило, входят:
- упражнения, способствующие снижению возбуждения ( различные
варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на
дыхание и расслабление мышц);
- упражнения, способствующие регулированию эмоционального
состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания и упражнения
на внимание);
- мероприятия по подведению итогов занятия с оценкой тренером
результатов деятельности занимающихся;
- сообщение домашних заданий.
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучения занимающиеся будут:
Знать правила техники безопасности на занятиях;
Уметь проводить разминку;
Знать правила и уметь играть в изученные подвижные игры;
Уметь объяснить правила любой подвижной игры;
Знать упражнения (и уметь их показать) для развития силы основных
мышечных групп;
Уметь применять навыки самоконтроля за переносимостью физической
нагрузки во время занятий.
По окончании второго года обучения занимающиеся будут:
Знать упражнения (и уметь их показать) для укрепления и сохранения
правильной осанки;
Знать историю возникновения Древних Олимпийских игр;
Уметь проводить эстафеты с различными заданиями и предметами;
Уметь выполнять специально-беговые упражнения;
Уметь выполнять положение низкого старта и бег по дистанции;
Уметь выполнять прыжок в длину с разбега;
Уметь выполнять метание малого мяча с 6 шагов разбега;
Знать правила выступления на соревнованиях;
Участвовать в матчевых встречах и соревнованиях.
7
По окончании третьего года обучения занимающиеся будут:
Знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях в
спортивном зале;
Знать правила судейства по лёгкой атлетике;
Знать достижения лучших российских лёгкоатлетов;
Уметь прыгать в высоту с разбега;
Уметь преодолевать дистанцию в заданном темпе;
Уметь преодолевать полосу препятствий;
Уметь выполнять бег с барьерами (высота барьера не более 50
сантиметров);
Уметь по показателям ЧСС определять степень физической нагрузки;
Не менее трёх раз выступить в соревнованиях.
Содержание программы первого года обучения:
«Подвижные игры»
- Изучение правил техники безопасности на занятиях: на стадионе, в
спортивном зале, по пути к месту занятия и обратно, требования к
спортивной форме.
- Обучать занимающихся правилам построения и проведения разминки
перед занятием;
- Изучать правила различных подвижных игр (посредством игры) и
уметь играть в изученные подвижные игры («Море волнуется», «Тише едешь
-дальше будешь», «Мышеловка», «Охотники и утки», «Найди капитана»,
«Пятнашки», «Пятнашки- приседашки», «Пятнашки мячом», «Совушка»,
«Горячий камень», «Гуси, гуси», «Бездомный заяц», а также различные
эстафеты с предметами и разнообразные полосы препятствий).
- Обучать занимающихся объяснять правила различных подвижных
игр;
- Выполнение упражнений для развития силы основных мышечных
групп сохранения и укрепления правильной осанки;
- Обучение навыкам самоконтроля за переносимостью физической
нагрузки во время занятий по самочувствию.
Содержание программы второго года обучения:
«Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики»
- Продолжать изучение упражнений для укрепления и сохранения
правильной осанки (уметь их показать, знать и уметь правильно показать
упражнения для укрепления мышц спины, пресса, ног, плечевого пояса);
- Изучать историю возникновения Древних Олимпийских игр
(прочтение преподавателем с попутными объяснениями);
8
- Эстафеты с различными заданиями и предметами (мячи теннисные,
волейбольные,
баскетбольные,
футбольные,
набивные;
обручи
гимнастические малые и большие, палочки эстафетные и гимнастические,
кегли, скакалки; задания – с бегом, прыжками, перепрыгиваниями,
подбрасыванием, ведением, передачами, с хлопками, перелезаниями,
оббеганием препятствий: передачи мяча в движении и на месте);
- Изучение выполнения специально-беговых упражнений: бег с
высоким подниманием бедра, бег с захлёстом голени назад, прыжки в шаге
через шаг, многоскоки на каждый шаг, бег с переходом в быстрое ускорение;
Изучение выполнения положение низкого старта и бега по
дистанции;
- Изучение выполния прыжка в длину с разбега (подбор оптимального
разбега, выполнение разбега, поподание на линию отталкивания, выполнение
отталкивания, координация движений рук и ног в фазе полёта, координация
движений рук и ног в фазе приземления, выход из сектора для прыжков;
- Изучение выполнения метание малого мяча с 6 шагов разбега
(начинается изучение с финального усилия, постепенно добавляя шаги; в
итоге должно получиться 2 шага прямых и 4 шага скрестных; необходимо
добиваться гладкого перехода от разбега к финальному усилию; разбег
необходимо подбирать так, чтобы исключить возможность заступа при
выполнении финального усилия);
- Изучение правила выступления на соревнованиях по лёгкой атлетике
в беге (спринт с низкого старта и средние дистанции с высокого старта, в
метаниях малого мяча, в прыжках в длину с разбега) ;
- Участвовать в матчевых встречах и соревнованиях между классами и
школами (Открытое занятие для родителей, «Весёлые старты» в школе и на
районной спартакиаде, «Кросс нации»).
Содержание программы третьего года обучения:
«Лёгкая атлетика»
- Продолжать изучение упражнений для укрепления и сохранения
правильной осанки (уметь их показать, знать и уметь правильно показать
упражнения для укрепления мышц спины, пресса, ног, плечевого пояса);
Изучать правила оказания первой помощи при несчастных случаях в
спортивном зале (вывих, растяжение, ушиб головы, спины);
- Изучать правила проведения функциональной и ортастотической
пробы (уметь по показателям ЧСС определять степень физической нагрузки
и адаптации организма к ней);
9
- Знать достижения лучших российских лёгкоатлетов (прочтение
преподавателем и самостоятельное изучение в СМИ с последующими
докладами в группе);
- Эстафеты с различными заданиями и предметами (мячи теннисные,
волейбольные,
баскетбольные,
футбольные,
набивные;
обручи
гимнастические малые и большие, палочки эстафетные и гимнастические,
кегли, скакалки; задания – с бегом, прыжками, перепрыгиваниями,
подбрасыванием, ведением, передачами, с хлопками, перелезаниями,
оббеганием препятствий: передачи мяча в движении и на месте);
- Изучение выполнения специально-беговых упражнений: бег с
высоким подниманием бедра, бег с захлёстом голени назад, прыжки в шаге
через шаг, многоскоки на каждый шаг, бег с переходом в быстрое ускорение;
прыжки на прямых ногах, выполнение специально-беговых упражнений с
переходом в быстрое ускорение;
Изучение выполнения положение низкого старта и бега по
дистанции, развитие скорсти реакции на сигнал – выбегание из различных
исходных положений по команде преподавателя в соревновательном режиме
на выбывание до определения победителя;
- Продолжается изучение выполния прыжка в длину с разбега (подбор
оптимального разбега, выполнение разбега, поподание на линию
отталкивания, выполнение отталкивания, координация движений рук и ног в
фазе полёта, координация движений рук и ног в фазе приземления, выход из
сектора для прыжка);
- Продолжается изучение выполнения метание малого мяча с 6 шагов
разбега (начинается изучение с финального усилия, постепенно добавляя
шаги; в итоге должно получиться 2 шага прямых и 4 шага скрестных;
необходимо добиваться гладкого перехода от разбега к финальному усилию;
разбег необходимо подбирать так, чтобы исключить возможность заступа
при выполнении финального усилия);
- Изучать выполнение прыжка в высоту с разбега способом
«перешагивание» (подбор оптимального разбега, выполнение разбега,
поподание в зону отталкивания, выполнение отталкивания, координация
движений рук и ног в фазе полёта, координация движений рук и ног в фазе
приземления, выход из сектора для прыжка);
- Уметь преодолевать дистанцию в заданном темпе с изменением
частоты и длины шага;
- Уметь преодолевать полосу препятствий, выполняя бег по прямой, бег
«змейкой», перепрыгивание препятствий, перелезание через препятствия,
выполняя наскок и соскок с препятствия;
10
- Изучать выполнение бега с барьерами (высота барьера не более 50
сантиметров); изучать движение маховой и толчковой ног при атаке барьера,
в шаге, с переката, с небольшого подбега; изучать координацию движений
рук, ног, туловища при сходе с барьера, изучать преодоление нескольких
барьеров в три шага.
-Продолжается изучение правил выступления на соревнованиях по
лёгкой атлетике в беге (спринт с низкого старта и средние дистанции с
высокого старта, в метаниях малого мяча, в прыжках в длину с разбега в
прыжках в высоту с разбега, в барьерном беге ) ;
- Участвовать в матчевых встречах и соревнованиях между классами и
школами («Весёлые старты», «К стартам готов» в школе и на районной
спартакиаде, «Кросс нации», участвовать в подготовке и проведении
«Весёлых стартов» для занимающихся первого года обучения, участвовать в
соревнованиях по лёгкой атлетике, проводимых в школе, матчевых встречах
между ШСК района, не менее трёх раз выступить в соревнованиях).
Учебно – тематический план.
1 год обучения
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1.
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Контрольно-переводные
нормативы
Участие в соревнованиях
25
Подвижные игры
и игровые задания
50
2.
3.
4.
5.
24
1
2
102
11
Учебно – тематический план.
2 год обучения
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1.
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Контрольно-переводные
нормативы
Участие в соревнованиях
24
Подвижные игры
и игровые задания
36
2.
3.
4.
5.
36
2
4
102
Учебно – тематический план.
3 год обучения
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1.
Общая
физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
Контрольно-переводные
нормативы
Участие в соревнованиях
30
Подвижные игры
и игровые задания
35
2.
3.
4.
5.
25
2
10
102
12
Материально-техническое обеспечение программы:
Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого
минимума. Для характеристики количественных показателей используются
следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на группу);
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух
обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6
человек)
стенка гимнастическая – Ф
гимнастический мат – Ф
гимнастический конь - Д
гимнастическая скамейка – Ф
гимнастический обруч – П
гимнастическая скакалка – Ф
гимнастическая палка - П
мяч резиновый – П
мяч баскетбольный - П
мяч волейбольный – П
мяч футбольный – П
мяч набивной 2-3 кг - П
кегли – П
секундомер – Д
рулетка – Д
свисток – Д
барьер – П
стойки для прыжков в высоту – Д
планка для прыжков в высоту – Д
мяч теннисный – Ф
аптечка - Д
13
14