ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 105
___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 u.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПДД «АЗБУКА ПЕШЕХОДА»
Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 недельных,
33 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Екатеринбург, 2023
1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и
подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной
причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей.
Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и
предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проб-лем. В
последние годы в России
наблюдается значительное число детей и подрост-ков, которые
становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского
дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста
правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если
взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма
проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок
контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает
окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными
статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги
в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожнотранспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил
дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом,
травмирует его на всю жизнь.
транспортного
травматизма
Одним из методов решения
является
работа
проблемы детского дорожно-
образовательных
учреждений
в
данном
направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам
дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного
человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в
сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности,
взаимной
предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил
дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств
и пешеходов по улицам и дорогам.
2
1.2 Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и
улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице ;
Отличительными
особенностями
данной программы следует считать непрерывность
обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего
периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника
начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
1. Улица полна неожиданностей
2. Наши верные друзья
3. Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах,
как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном
транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала . Педагог должен
обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие
сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования
уважительного отношения к законам дороги.
3
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий
дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и
закрепления полученных знаний и навыков.
1.3 Формы и методы работы обучения учащихся
Правилам дорожного движения очень
разнообразны:
тематические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не
наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил
дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это
случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ
дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо
проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести
учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает
правила.
1.4 Основные методы проведения занятий:
1. Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
2. Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
3. Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и
викторины.
1.5 Сроки реализации:
3 класс-34часа ; 4 класс-34 часа.
1.6 Ожидаемые результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
4
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Ты -
пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия
с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного
движения».
Учащиеся должны знать:
1.
Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обо-
чина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2.
Что такое остановочный путь, его составляющие.
3.
Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный).
Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4.
Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или пе-
рекрестка.
5.
Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируе-
мым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6.
Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим
сигналам.
7.
Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8.
Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9.
Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1.
Определять места перехода через проезжую часть.
2.
Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3.
Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уро-
нил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4.
Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5.
Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6.
Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7.
Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8.
Определять величину своего шага и скорость своего движения.
6
9.
Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
1
2
Тема
Теория
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
Дисциплина на дороге.
Диспут. Почему надо
соблюдать ПДД?
Составные части улицы,
Знакомство с элементами улиц
дороги.
и дорог
3
Улицы города
4
Безопасная дорога в школу
5
Может ли машина сразу
остановиться
Особенности движения
пешеходов и водителей в
разное время суток.
Правила перехода проезжей
части на нерегулируемом
перекрестке.
Опасные ситуации при
переходе проезжей части на
нерегулируемом перекрестке.
Остановочный путь и скорость
движения
Опасности на дорогах в разное
время суток
Где еще можно переходить
дорогу.
Подвижные игры по ПДД
А мы знаем ПДД?
Правила перехода дорог
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Практика
Экскурсия по
микрорайону Химмаш
Составление маршрута
«дом – школа – дом» с
указанием всех опасных
для пешехода мест на этом
маршруте.
Правила перехода
Просмотр видеоролика
Практическое занятие
Нерегулируемые
перекрестки в районе
школы.
Практическое занятие
Викторина по ПДД
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Пешеходные переходы.
Правила перехода дороги с
двусторонним и односторонним
движением.
Регулируемые перекрестки.
Сигналы светофора
Светофор.
Регулируемый перекрёсток
Экскурсия по селу.
Сигналы регулировщика и
Ролевые игры
правила перехода проезжей
7
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
части по этим сигналам.
Дорожная полиция.
Значение дорожных знаков
для пешеходов и водителей.
Дорожные знаки
Цели и задачи, решаемые
дорожной полицией. Инспектор
дорожной полиции, его работа.
Встреча с инспектором.
Просмотр фильма. Беседа
Дорожные знаки:
«Велосипедная дорожка»,
«Движение на велосипедах
запрещено». Таблички.
Дорожные знаки и дорожная
разметка.
Конкурс на лучшего знатока
дорожных знаков.
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
Опасные ситуации при
Примеры дорожнопереходе дороги.
транспортных происшествий с
детьми.
История появления
Историческая справка
автомобиля и правил
дорожного движения.
Поездка на автобусе и
троллейбусе.
Поездка на трамвае и других
Ролевая игра
видах транспорта.
Мы –пешеходы, мы Обязанности водителей,
пассажиры
пешеходов и пассажиров.
Где можно и где нельзя
играть.
Опасность игр вблизи
Где можно играть в районе
железнодорожных путей
школы и дома.
Поездка за город
Правила движения пешеходов
по загородной дороге. Как
правильно перейти загородную
дорогу.
Ты – велосипедист
Дорожные знаки. Спортивные
соревнования
30
Улица глазами водителей
31
Дорожно-транспортные
происшествия
Экскурсия на улицы села
Заочная экскурсия
Практическое занятие
Что такое дорожнотранспортное происшествие
(ДТП)
Причины возникновения
дорожно-транспортных
происшествий по вине
пешеходов
8
32
33
34
Оказание медицинской
помощи
Письмо водителю.
Праздник на тему: «Мы знаем
правила дорожного
движения».
Практическое занятие
Пожелания водителям
Праздничная программа
24ч
10ч
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
Тема
Теория
Практика
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
1
Безопасность пешеходов.
Инсценированная сказка
по ПДД, игра «найди
ошибку», работа в
группах .
2
Виды транспортных средств
3
Проезд специальных транспортных
средств.
Загадки, исторический
материал
презентация
«Специальные
автомобили», деление
машин по назначению
(работа в парах)
4
Как выбрать безопасную дорогу в
школу, магазин, библиотеку, на
стадион и т.п.
Знаем ли мы правила дорожного
движения
Нерегулируемые перекрестки
5
6
Практическое занятие
Игра- викторина
Понятие «равнозначные»
и «неравнозначные»
дороги
Разбор опасных ситуаций
на дорогах
8
Что мешает вовремя увидеть
опасность на дорогах
Разбор дорожной ситуации на макете
9
Основные понятия и термины ПДД
10
«Дисциплинированный пешеход»
11
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Предупредительные сигналы
Блиц – опрос, беседа
12
Дорожные знаки и их группы.
7
Практическое занятие
Беседа, презентация,
стихи
Конкурс–игра
История возникновения и
развития дорожных
знаков.
9
13
Дорожные знаки, относящиеся к
велосипедистам
14
Игра-сказка
15
«Путешествие в Страну дорожных
знаков»
Светофорное регулирование
16
Регулировщик и его сигналы
Ролевая игра
17
Встреча с инспектором дорожной
полиции
Знатоки правил дорожного
движения.
18
19
20
Беседа с инспектором
Викторина на лучших
знатоков правил
дорожного движения.
Выступление перед детьми детского
Выступление перед
сада.
детьми детского сада
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
Причины несчастных случаев и
Просмотр видеороликов и
аварий на улицах и дорогах.
анализ
22
Движение учащихся группами и в
колонне.
«Я – пешеход»
23-
Перевозка людей.
21
Дорожные знаки,
относящиеся к
велосипедистам
Практическое занятие
Экскурсия
24
25
Труд водителя.
26-
Когда ты становишься водителем.
27
29
Правила безопасного перехода
железнодорожного переезда.
Где можно и где нельзя играть.
30
Причины возникновения ДТП.
31
Создание буклета «Помни,
пешеход!».
Оказание первой доврачебной
помощи пострадавшим при
несчастных случаях на дороге
Мы соблюдаем ПДД
28
32
33
34
Беседа водителя
автомобиля или автобуса.
Правила передвижения на
велосипедах
Эстафета велосипедистов
Просмотр видеоролика
Беседа, презентация,
ролевая игра.
Беседа, анализ ситуаций
(презентация «Опасные
ситуации»)
Практическое занятие
Практическое занятие
Подвижные игры и
соревнования по ПДД
Праздник на тему: «Мы знаем
правила дорожного движения»
24ч
10ч
10
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
Тема
Кол-во часов
Дата
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
1
Дисциплина на дороге.
1
2
Составные части улицы, дороги.
1
3
Экскурсия по городу.
1
4
Составление маршрута «дом – школа – дом» с
указанием всех опасных для пешехода мест на этом
маршруте.
Остановочный путь и скорость движения.
1
1
9
Особенности движения пешеходов и водителей в
разное время суток.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом
перекрестке.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на
нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые
перекрестки в районе школы.
Где еще можно переходить дорогу.
10
Подвижные игры по ПДД
1
11
Викторина по ПДД
1
5
6
7
8
12
13
14
15
16
17
18
19
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с
двусторонним и односторонним движением.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
Экскурсия на ближайший к школе регулируемый
перекресток.
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей
части по этим сигналам.
Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые
дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции,
его работа.
Значение дорожных знаков для пешеходов и
водителей.
Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка»,
«Движение на велосипедах запрещено». Таблички.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
20
Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.
1
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
1
23
Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры
дорожно-транспортных происшествий с детьми
История появления автомобиля и правил дорожного
движения.
Поездка на автобусе и троллейбусе.
24
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
1
25
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
1
26
Где можно и где нельзя играть.
1
27
1
28
Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где
можно играть в районе школы и дома.
Поездка за город.
29
Ты – велосипедист
1
30
1
32
Улица глазами водителей. Что такое дорожнотранспортное происшествие (ДТП)
Причины возникновения дорожно-транспортных
происшествий по вине пешеходов
Письмо водителю.
33
Оказание медицинской помощи
1
34
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного
движения».
1
21
22
31
1
1
1
1
1
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
Тема
Кол-во часов
Дата
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
1
Безопасность пешеходов.
1
2
Виды транспортных средств
1
3
Проезд специальных транспортных средств.
1
4
Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин,
библиотеку, на стадион и т.п.
Знаем ли мы правила дорожного движения.
1
1
7
Нерегулируемые перекрестки. Понятие
«равнозначные» и «неравнозначные» дороги.
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.
8
Разбор дорожной ситуации на макете.
1
9
Основные понятия и термины ПДД.
1
10
Конкурс–игра «Дисциплинированный пешеход»
1
5
6
1
1
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
12
11
Предупредительные сигналы.
1
12
1
13
Дорожные знаки и их группы. История возникновения
и развития дорожных знаков.
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
14
Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков»
1
15
Светофорное регулирование
1
16
Регулировщик и его сигналы
1
17
Встреча с инспектором дорожной полиции
1
18
1
19
Викторина на лучших знатоков правил дорожного
движения.
Выступление перед детьми детского сада.
1
20
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и
дорогах.
21
Движение учащихся группами и в колонне.
1
22
Экскурсия «Я – пешеход»
1
Перевозка людей.
2
1
26
Труд водителя. Беседа водителя автомобиля или
автобуса.
Когда ты становишься водителем.
27
Эстафета велосипедистов
1
28
1
29
Правила безопасного перехода железнодорожного
переезда.
Где можно и где нельзя играть.
30
Причины возникновения ДТП.
1
31
Создание буклета «Помни, пешеход!».
1
32
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим
при несчастных случаях на дороге
Подвижные игры и соревнования по ПДД
1
Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного
движения».
1
23-24
25
33
34
1
1
1
1
1
13
4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы
Сайт
детского
познавательного
журнала
«Весёлые
медвежата»
http://www.medvejata.ru/greenlight/
Сайт
«Сеть
творческих
учителей»
http://www.it-
n.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860
Сайт «Детские электронные книги и презентации» http://viki.rdf.ru/cat/1_klass/
Мультимедийный диск «Правила дорожного движения для детей». ООО «Селена» 2008 год.
14