Рабочая программа дополнительного образования разговор о правильном питании 2023-2024

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 105
___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 u.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 недельных,
33 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-9 лет

Екатеринбург, 2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для
1 – 2 классов разработана в соответствии:
- с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
- ч. 11 ст. 13 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»;
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии
Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института,
академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева
А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011;

1.1

Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность

программы.
Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.
Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и
т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у
подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в
реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения
возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации;
- вовлечение в реализацию программы родителей;
- культурологическая сообразность.

Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения
каждого ребенка важность соблюдения режима питания.
Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее
соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа.
Программа имеет большую практическую направленность.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных
задач:
1.2 Цели и задачи программы
Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
-формирование и развитие представления

у детей о здоровье как одной из важнейших

человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- формирование у школьников знаний о правилах рационального

питания, направленных на

сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что
навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем,
расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других
народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной
деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
1.3 Формы и методы обучения
В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение,
сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями,
групповые дискуссии, мозговой штурм
Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, практический,
поисковый.
1.4 Ожидаемый результат
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных
продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям
здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и
предназначение в жизни выпускник.
1.5 Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в
виде защиты творческих проектов, выставок работ по различным темам, проведение конкурсов.
2.Содержание программы «Разговор о правильном питании»
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены
питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
Во 2 – м классе:
знание о структуре ежедневного рациона питания;
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
1-й год обучения
Содержание

Теория

Практика

1. Разнообразие питания.

Знакомство с программой .

Экскурсия в столовую.

Беседа.
2. Самые полезные

Беседа « Какие продукты

Работа в тетрадях, сюжетно-

продукты

полезны и необходимы

ролевые игры, экскурсии в магазин.

человеку». Учимся
выбирать самые полезные
продукты.
3. Правила питания.

Формирование у

Работа в тетрадях, оформление

школьников основных

плаката с правилами питания.

принципов гигиены
питания.
4. Режим питания.

Важность регулярного

Сюжетно-ролевая игра,

питания. Соблюдение

соревнование, тест, демонстрация

режима питания.

удивительного превращения
пирожка

5. Завтрак

Беседа «Из чего варят

Игры, конкурсы, викторины.

кашу». Различные

Составление меню завтрака.

варианты завтрака.
6. Роль хлеба в питании

Беседа «Плох обед, если

Игры, викторины, конкурсы.

детей

хлеба нет». Рацион

Составление меню обеда.

питания,обед.

7. Проектная деятельность.

Определение тем и целей

Выполнение проектов по теме

проекта, формы

«Плох обед, если хлеба нет».

организации, разработка
плана проекта.
8. Подведение итогов

Творческий отчет вместе с

работы.

родителями.

Календарно-тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения

№

Наименование темы занятий

Кол-во
часов

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Вводное занятие.. Если хочешь быть здоров
Из чего состоит наша пища
Полезные и вредные привычки питания
Самые полезные продукты
Как правильно есть(гигиена питания)
Удивительное превращение пирожка
Твой режим питания
Из чего варят каши
Как сделать кашу вкусной
Плох обед, коли хлеба нет
Хлеб всему голова
Полдник
Время есть булочки
Пора ужинать
Почему полезно есть рыбу
Мясо и мясные блюда
Где найти витамины зимой и весной
Всякому овощу – свое время
Как утолить жажду
Что надо есть ,если хочешь стать сильнее
Что надо есть, если хочешь стать сильнее
На вкус и цвет товарищей нет
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты
Каждому овощу – свое время
Народные праздники, их меню
Народные праздники, их меню
Как правильно накрыть стол.
Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом
Щи да каша – пища наша
Что готовили наши прабабушки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Коррек
ция

32

Игра «Здоровое питание – отличное настроение»

1

33

Подведение итогов.

1

2.1 Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
2-й год обучения
Содержание

Теория

Практика

1. Вводное занятие

Повторение правил питания

Ролевые игры

2. Путешествие по улице

Знакомство с вариантами

Игра, викторины

«правильного питания».

полдника

3. Молоко и молочные

Значение молока и

Работа в тетрадях,

продукты.

молочных продуктов

составление меню.Конкурсвикторина

4. Продукты для ужина.

Беседа «Пора ужинать»

Составление меню для

Ужин, как обязательный

ужина. Оформление плаката

компонент питания

«Пора ужинать».Ролевыен
игры

5. Витамины.

Беседа «Где найти витамины Составление и отгадывание
в разные времена года».

кроссвордов, практическая
работа ролевые игры.

6. Вкусовые качества

Беседа «На вкус и цвет

Практическая работа по

продуктов.

товарища нет».

определению вкуса
продуктов. Ролевые игры

7. Значение жидкости в

Беседа «Как утолить

Работа в тетрадях. Ролевые

организме.

жажду» Ценность

игры. Игра – демонстрация

разнообразных напитков.

«Из чего готовят соки»

Беседа «Что надо есть,

Работа в тетрадях,

чтобы стать сильнее».

составление меню второго

8. Разнообразное питание.

Высококалорийные

завтрака в школе, ролевые

продукты.

игры.

9. Овощи, ягоды, фрукты –

Беседа «О пользе

КВН «Овощи, ягоды,

витаминные продукты.

витаминных

фрукты самые витаминные

продуктов».Значение

продукты». Каждому овощу

витаминов и минеральных

свое время. Ролевые игры.

веществ в питании человека.
10. Проведение праздника

Конкурсы, ролевые игры.

«Витаминная страна».
11. Семейное творческое

Определение тем и целей

Выполнение проектов.

содружество детей и

проекта, формы

Подбор литературы.

взрослых. Проект «Самые

организации, разработка

Оформление проектов.

вкусные блюда из мяса»

плана проекта.

12. Подведение итогов.

Отчет о проделанной работе.

Календарно-тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании»
2-й год обучения.
Кол-во Дата
Коррек
Наименование темы занятий
№
часов
ция

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Вводное занятие. Повторение правил питания.
Путешествие по улице правильного питания.
Время есть булочки.
Оформление плаката молоко и молочные продукты.
Конкурс- викторина « Знатоки молока».
Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной
мудрости»
Пора ужинать
Практическая работа: « Как приготовить бутерброды»
Составление меню для ужина.
Значение витаминов в жизни человека.
Практическая работа. Значение витаминов в жизни
человека.
Морепродукты.
«На вкус и цвет товарища нет»
Отгадай мелодию. «На вкус и цвет товарища нет»
Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»
Как утолить жажду
Игра «Посещение музея воды»
Праздник чая
Что надо есть, чтобы стать сильнее
Практическая работа «Меню спортсмена»
Практическая работа «Мой день»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты
Практическая работа «Изготовление витаминного салата»
Поле чудес «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные
продукты»
Оформление плаката «Витаминная страна»
Посадка лука.
Каждому овощу свое время.
Инсценирование сказки « Вершки и корешки».
Конкурс «Овощной ресторан»
Изготовление книжки «Витаминная азбука»
Игра: «Наше питание»
Творческий отчет. «Реклама овощей».
Творческий отчет. Фрукты и овощи.
Подведение итогов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предполагаемые результаты 2-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила питания;
- важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
- роль витаминов в питании.
После 2-года обучающиеся должны уметь:
- соблюдать гигиену питания;
- готовить простейшие витаминные салаты;
- выращивать зелень в горшочках.
3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
«Разговор о правильном питании»
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так
как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и
культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения,
включающие наглядные пособия:
1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для
кухни
2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, медиапроектор,

DVD-проектор,

видеомагнитофон

и др.) Оно благодаря

Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить
наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном
питании».

Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в
начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся
осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной
деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается
осознанное усвоение изучаемого материала.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы,
познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к
изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Разговор о
правильном питании», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека,
различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого
познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует
деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы

«Разговор о

правильном питании», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств
обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников,
позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
4. Список литературы:
1.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/
Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

2.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/
Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

3.

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с

4.

Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

5.

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

6.

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с

7.

Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

8.

Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».