ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
Педагогическим советом
О.Н. Бурковская
Протокол № 2
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Послушная кисточка. Мир красок»
Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 - недельных, 34 - годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Составитель: Казырина А.С.
Екатеринбург 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Учебный план
5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
6
Содержание программы
7
Методическое обеспечение программы
12
Методы и формы обучения
13
Список литературы
14
Пояснительная записка
Занятость учащихся во внеурочное время содействует развитию самодисциплины, организованности и формированию навыков
содержательного проведения досуга. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению коллектива и установлению
благоприятного социально-психологического климата в нем.
Изобразительное искусство оказывает существенное воздействие на ребенка, которое формирует потребность к творческой
деятельности и саморазвитию, пробуждает желание создавать что-то новое.
Программа позволяет компенсировать недостатки творческих уроков, проводимых общеобразовательной школой, поскольку
изучаются дополнительные разделы.
Развитие зрительной памяти, изучение выразительных средств изображения, осваивание навыков живописи, скульптуры и графики,
расширение кругозора − это основные виды деятельности, которые будут сопровождать учеников на протяжении всего учебного периода.
Программа разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования, и на
основании примерной программы системы дополнительного образования учащихся по направлению «Изобразительного искусство». При
составлении данной программы использованы результаты научных исследований в области изобразительного искусства.
Программа определяет нормативные требования, порядок приема, условия зачисления, и комплектования учебных групп.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей воспитанников в художественном
развитии с упором на практические навыки, также обеспечивается воспитание чувства прекрасного, что неразрывно связано с нравственным
и психическим восприятием детей.
Программа направлена на гармоничное развитие творческих способностей и предусматривает изучение основ изобразительной
деятельности, что будет полезно и доступно каждому воспитаннику.
Цель программы − обеспечение всестороннего творческого развития и усвоение базовых навыков изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1) изучить теоретические основы и практические навыки изобразительной деятельности, декоративного искусства и скульптуры;
2) развить художественный и эстетический вкус, творческое мышление;
3) осуществить знакомство с традиционным искусством и мировой художественной культурой.
Программа включает пять основных разделов, которые направлены на изучение теоретических основ и практических упражнений для
закрепления материала. Индивидуальные упражнения дают необходимые знания, развивают визуально-образное мышление и творческий
потенциал, групповые занятия в непринужденной обстановке способствуют сплочению коллектива и повышению психологической
раскованности и коммуникативных способностей.
Требования к уровню выполнения поставленных задач:
К концу года ученик должен различать цветовой круг, определять понятия симметрии и перспективы, уметь работать с бумагой.
Учебные занятия проводятся в форме по общепринятой схеме согласно расписанию, составленному с учетом учебы воспитанников.
Также даются самостоятельные индивидуальные задания, для повторения материала.
Сравнение результатов происходит каждые полгода по нескольким показателям, включающие наглядное оценивание работ, конкурсвыставка между учащимися внутри группы, и устные опросы по программе.
Основными показателями работы изостудии являются: стабильность состава занимающихся, динамика индивидуальных показателей
учащихся, и результаты участия в творческих конкурсах и выставках.
Изостудия создана на базе МАОУ СОШ №105 г. Екатеринбурга (ул. Косарева, 9).
Программа разработана на детей 7-8 лет.
Период освоения программы - 1 год
По программе предусмотрено 34 часа. Занятия проходят 1 раза в неделю, длительность занятия для групп – 1 час.
Соотношение времени, отводимого на отдельные виды художественной деятельности, может несколько изменяться в зависимости от
конкретных обстоятельств.
Набор детей по программе осуществляется добровольно. Состав группы постоянный. Для комфортной психологической обстановки в
каждой группе не более 15 учащихся.
Учебный план
Планирование и учет учебно-тренировочной работы
При составлении учебного плана реализуются принципы последовательности учебного процесса. Нагрузки
умеренно распределяются на весь учебный год. Постепенный переход от теоретических занятий к практике позволяет
более углубленно изучить тему, обилие практических заданий предоставляет возможность совершенствовать уже
приобретенные навыки.
На основе учебного плана и программы разработан поурочный план. В рабочем плане излагаются основные
задания, применяемые в уроке.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Наименование разделов и тем
Живопись (12 часов)
1.
2.
3.
4.
Свойства красок, особенность
гуаши.
Свойства красок, особенность
акварели.
Праздник теплых и холодных цветов
Красочное настроение
Рисунок как вид искусства (9 часов)
5.
6.
7.
8.
Волшебная линия
Точки. Техника пуантилизма.
Пятно. Техника создания пятна в
рисунке.
Пейзаж. Контраст форм.
Декоративное рисование (5 часов)
Основы декоративной композиции.
Натюрморт, пейзаж, портрет.
10. Сюжетная композиция.
Выразительные средства графических
материалов (8 часов)
11. Техника работы цветными
карандашами
12. Техника работы восковыми мелками
13. Граттаж
Итого часов
9.
Количество часов
из них
общее
теоретических
практических
Формы промежуточной аттестации
Педагогическое наблюдение
3
1
2
3
1
2
3
3
1
2
1
2
Формы промежуточной аттестации
Педагогическое наблюдение
2
1
1
3
1
2
2
1
1
2
1
1
Формы промежуточной аттестации
Педагогическое наблюдение
3
1
2
2
1
1
Формы промежуточной аттестации
Педагогическое наблюдение
3
1
2
2
3
34
1
1
13
1
2
21
Содержание программы
№
п/п
Раздел
Содержание
1.
Живопись
В разделе даются представления о свойствах
разных красок. Отрабатываются навыки
смешивания цветов в разных техниках.
Ученик научится:
1) соотносить восприятие цвета с чувствами и
эмоциями;
2) овладевать навыками работы с
материалами, исследовать возможности этих
материалов и экспериментировать с ними.
В разделе дается понятие о возможностях
разных изобразительных средств (линии,
точки, пятна).
Ученик научится:
1) рассматривать красоту явлениях природы и
рассуждать об увиденном;
2) овладевать навыками работы различными
графическими средствами.
В разделе дается понятие о построении
орнаментальной композиции, симметрии и
ритме.
Ученик научится:
1) составлять декоративные композиции
натюрморта, пейзажа, портрета в различных
колористических решениях на основе
многообразия форм окружающей среды.
В разделе дается представление о
разнообразии выразительных средств
графических материалов, создаваемых и их
помощью образов, о техниках работы с
цветными карандашами, восковыми мелками.
Ученик научится:
2.
1.1 Свойства красок,
особенность гуаши
1.2 Свойства красок,
особенность акварели
1.3 Праздник теплых и
холодных цветов
1.4 Красочное настроение
Рисунок как вид искусства
3.
2.1 Волшебная линия
2.2 Точки. Техника
пуантилизма
2.3 Пятно. Техника создания
пятна в рисунке
2.4 Пейзаж. Контраст форм
Декоративное рисование
3.1 Основы декоративной
композиции. Натюрморт,
пейзаж, портрет
3.2 Сюжетная композиция
4.
Выразительные средства
графических материалов
4.1 Техника работы
цветными карандашами
4.2 Техника работы
Формы
организации
Основные виды деятельности
Индивидуальная
Фронтальная
1) Рисование с натуры;
2) рисование по памяти;
3) рисование по представлению;
4) рисование на темы.
Индивидуальная
Фронтальная
1) Рисование с натуры;
2) рисование по памяти;
3) рисование по представлению;
4) рисование на темы.
Индивидуальная
Фронтальная
1) Рисование с натуры;
2) рисование по памяти;
3) рисование по представлению;
4) рисование на темы.
Индивидуальная
Фронтальная
1) Рисование с натуры;
2) рисование по памяти;
3) рисование по представлению;
4) рисование на темы.
восковыми мелками
4.3 Граттаж
№
п/п
Тема урока
1) подбирать графические материалы для
создания образов (добрых и злых, веселых и
грустных, простых и загадочных)
2) созданию многочисленных оттенков цвета
путем мягкого сплавления разных цветов.
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты освоения
материала
Живопись (17 часов)
1.
Особенности красок.
Гуашь.
2.
Свойства красок,
особенность акварели
3.
Праздник теплых и
холодных цветов
Урок теории.
Особенности гуаши, возможность получения разнообразных
спецэффектов. Возможность использования для перекрытия
одного слоя краски другим, легкость смешивания.
Задание: Использовать особенности гуаши, наброски.
Урок практики.
Задание:
1) Рисунок «Кусочек арбуза» (гуашь)
2) рисунок «Котик» (гуашь)
Урок теории.
Знакомство с различными приемами работы акварелью.
Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания
цвета в цвет).
Задание: Экспериментирование с акварелью (снятие краски
губкой, использование соли и выдувание соломинкой
акварельных клякс).
Урок практики.
Задание:
1) рисунок «Волшебный пейзаж» (акварель, соль)
2) рисунок «Осеннее дерево» (акварель, соломинка для
выдувания краски)
Урок теории.
Деление цветов на теплые и холодные. Особенности теплых
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) развитие умения видеть не только
красоту природы, но и красоту предметов,
вещей;
3) изучение основ колористики и
цветоведения.
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) развитие умения видеть не только
красоту природы, но и красоту предметов,
вещей;
3) изучение основ колористики и
цветоведения;
4) знать логику создания смешанных
цветов.
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
4.
Красочное настроения
цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных
цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения теплых и
холодных цветов.
Задание: просмотр изображений, поиск в них холодных и
теплых цветов, их взаимодействия.
Урок практики.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере
природных явлений.
Задание:
1) рисунок «Гроза» (гуашь);
2) рисунок «Извержение вулкана» (гуашь);
Урок практики.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от
серого. Приемы постепенного добавления в яркий цвет белой
или черной краски.
Задание:
1) рисунок «Воздушные замки» (акварель);
2) рисунок «Дремучий лес» (гуашь)
2) анализ результатов собственной
творческой деятельности;
3) умение применять воображение и
находить образы в неочевидных вещах;
4) умение трансформировать часть
изображения в виде цветовых пятен в
четкое изображение.
Рисунок как вид искусства (16 часов)
5.
Волшебная линия
Урок теории.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер
линий» (злой, веселый, спокойный, зубастый, хитрый,
прыгучий).
Задание: наброски (карандаш, акварель)
Урок практики.
Задание:
1) рисунок «Акула» (гуашь)
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) улучшение навыков работы с гуашью и
акварелью;
4) умение определять вид симметрии и
дополнять незаконченное «симметричное»
изображение
6.
Точки. Техника
пуантилизма
7.
Пятно. Техника
создания пятна в
рисунке
8.
Пейзаж. Контраст форм
Урок теории.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на
бумаги: легкое касание карандаша, касание другого
рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие,
большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника
пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь
точек).
Задание: наброски, изучение «характера точек»
Урок практики.
Особенности работы в технике пуантилизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов.
Задание:
1) рисунок «Мир насекомых» (акварель, ватные палочки)
2) рисунок «Рука. Индейские мотивы» (гуашь, ватные
палочки)
Урок теории.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Техника
создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными
способами: различным нажимом на рисовальный инструмент,
наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист
бумаги множества точек, сеточек или других элементов.
Задание: Пятно, полученное с помощью заливки тушью
(четкий контур, схожесть с силуэтом).
Урок практики.
Изображение пятна разными способами.
Задание:
1) рисунок «Танец бабочек» (гуашь)
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) умение работать с декоративными
элементами.
Урок теории.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев.
Природа – самая талантливая художница (разнообразие
«растительного царства»; различные природные
формы и их строение).
Задание: Соединение и комбинирование между собой
различных контрастных форм.
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) умение применять воображение и
находить образы в неочевидных вещах;
4) умение трансформировать часть
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) умение применять воображение и
находить образы в неочевидных вещах;
4) умение трансформировать часть
изображения в виде цветовых пятен в
четкое изображение.
Урок практики.
Соединение и комбинирование между собой различных
контрастных форм.
Задание:
1) рисунок «Горы» (гуашь)
изображения в виде цветовых пятен в
четкое изображение.
Декоративное рисование
9.
Основы декоративной
композиции.
Натюрморт, пейзаж
Урок теории.
Мотивы и формы. Построение орнаментальной композиции.
Понятие симметрии и ритма. Цвет в композиции. Изучение
основных понятии о цвете.
Задание: Составление обобщённых композиции на основе
стилизации природных форм.
Урок практики.
Составление декоративного натюрморта, пейзажа в
различных колористических решениях.
Задание:
1) рисунок «Натюрморт» (гуашь)
2) рисунок «Пейзаж. Зима» (гуашь)
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) умение применять воображение и
находить образы в неочевидных вещах;
4) умение трансформировать часть
изображения в виде цветовых пятен в
четкое изображение.
10.
Основы декоративной
композиции. Сюжетная
композиция
Урок теории.
Составление обобщённых композиций на основе
многообразия форм окружающей среды.
Задание: Знакомство с лучшими образцами народного
творчества.
Урок практики.
Задание:
1) рисунок «Дождь в городе» (гуашь)
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) умение применять воображение и
находить образы в неочевидных вещах.
Выразительные средства графических материалов
11.
Техника работы
цветными карандашами
12.
Техника работы
восковыми мелками
13.
Граттаж
Урок теории.
Техника работы цветными карандашами. Создание
многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления
разных цветных карандашей.
Задание: Отработка техники рисования цветными
карандашами на тренировочных картинках.
Урок практики.
Задание:
1) рисунок «Страусенок» (цветные карандаши)
2) рисунок «Божья коровка» (цветные карандаши, акварель)
Урок теории.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками.
Задание: Отработка техники рисования восковыми мелками
на тренировочных картинках.
Урок практики.
Задание:
1) рисунок «Лунный мир» (восковые мелки)
Урок теории.
Знакомство с техникой. Процарапывание по восковому фону
рисунка, залитого черной тушью.
Задание: Отработка техники на тренировочных картинках.
Подготовка 2х фонов (восковые мелки, черная гуашь)
Урок практики.
Задание:
1) рисунок «Рыбка» (подготовленный фон, палочка)
2) рисунок «Одуванчики» (подготовленный фон, палочка)
Методическое обеспечение программы
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности.
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности.
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности.
№
п/п
1.
2.
Раздел
Основы
цветоведения
Основы рисунка
Приемы и методы организации
образовательного процесса
(в рамках занятия)
Объяснение
Практическое обучение
Наглядное восприятие
Объяснение
Практическое обучение
Наглядное восприятие
Дидактический
материал
Презентации
Плакаты
Репродукции
Презентации
Плакаты
Репродукции
Формы подведения
итогов
Техническое
оснащение
занятия
Начальный контроль
Частичное оснащение
Текущий контроль
Частичное оснащение
Методы и формы обучения
Основной образовательного процесса является фронтальная форма организации занятия, которое предусматривает определение задач
для всей группы и формирует единый темп работы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предполагает, что каждый ученик получает задание для самостоятельного
выполнения, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями.
При групповой форме организации работы учащиеся действуют в парах и выполняют работы в соответствии с заданием.
Структура занятий включает в себя три основные части.
К подготовительной части занятия относится организация группы, повышение эмоционального настроя и концентрации внимания.
Продолжительность подготовительной части занимает 10-15% общего времени и определяется содержанием занятия.
Основная часть занятия определяется изучением теоретической части и решением конкретных задач, при которых формируются
определенные навыки. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени.
К заключительной части относится анализ выполненной работы и подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод использования слова, с помощью которого объясняется терминология и элементарные основы, описывается техника работы
с материалами;
2. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к
занятиям.
3. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков.
4. Метод игры обеспечивает положительный эмоциональный отклик и постоянную высокую заинтересованность в выполнении
заданий, помогает формированию психологической разгрузке.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли учащийся за
учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учащимися упражнений позволяет
педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении
занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему
корректировать свою работу.
Виды контроля обучения:
1) начальный;
2) текущий;
3) промежуточный.
К текущему контролю относится систематическая проверка знаний и умений на каждом занятии.
В виде промежуточного контроля учащиеся должны сдавать большую практическую работу, включающую элементы, изученные в
течение учебного года.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 5 февраля
2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. от 12.10.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2012.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №
1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам».
4. Баркан А. О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов. – М.: Этерна, 2014
5. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Издательский дом «Нева»; ОЛМА-ПРЕСС, 2002
6. Кол М.-Э., Гейнер С. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся. – Мн.: ООО
«Попурри», 2009
7. Кол М.-Э., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4 – 12 лет – Мн.: ООО «Попурри», 2009
8. Красный Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. – М.:
Дорога в мир, 2014
9. Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б., Терских Е. А. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка. –
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2011
10. Никодеми Б. Г. Школа рисунка / Пер. Г. Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
11. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
12. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
13. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.