ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
Педагогическим советом
О.Н. Бурковская
Протокол № 2
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Послушная кисточка. Нетрадиционные техники рисования»
Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 - недельных, 34 - годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составитель: Казырина А.С.
Екатеринбург 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Учебный план
6
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6
6
Содержание программы
7
Методическое обеспечение программы
10
Методы и формы обучения
11
Список литературы
13
Пояснительная записка
Занятость учащихся во внеурочное время содействует развитию самодисциплины, организованности и
формированию навыков содержательного проведения досуга. Массовое участие детей в досуговых программах
способствует сплочению коллектива и установлению благоприятного социально-психологического климата в
нем.
Изобразительное искусство оказывает существенное воздействие на ребенка, которое формирует
потребность к творческой деятельности и саморазвитию, пробуждает желание создавать что-то новое.
Программа позволяет компенсировать недостатки творческих уроков, проводимых общеобразовательной
школой, поскольку изучаются дополнительные разделы.
Развитие зрительной памяти, изучение выразительных средств изображения, осваивание навыков
живописи, скульптуры и графики, расширение кругозора − это основные виды деятельности, которые будут
сопровождать учеников на протяжении всего учебного периода.
Программа разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений
дополнительного образования, и на основании примерной программы системы дополнительного образования
учащихся по направлению «Изобразительного искусство». При составлении данной программы использованы
результаты научных исследований в области изобразительного искусства.
Программа определяет нормативные требования, порядок приема, условия зачисления, и комплектования
учебных групп.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей
воспитанников в художественном развитии с упором на практические навыки, также обеспечивается воспитание
чувства прекрасного, что неразрывно связано с нравственным и психическим восприятием детей.
Программа направлена на гармоничное развитие творческих способностей и предусматривает изучение
основ изобразительной деятельности, что будет полезно и доступно каждому воспитаннику.
Цель программы − обеспечение всестороннего творческого развития и усвоение базовых навыков
изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1) изучить теоретические основы и практические навыки изобразительной деятельности, декоративного
искусства и скульптуры;
2) развить художественный и эстетический вкус, творческое мышление;
3) осуществить знакомство с традиционным искусством и мировой художественной культурой.
Программа включает пять основных разделов, которые направлены на изучение теоретических основ и
практических упражнений для закрепления материала. Индивидуальные упражнения дают необходимые знания,
развивают визуально-образное мышление и творческий потенциал, групповые занятия в непринужденной
обстановке способствуют сплочению коллектива и повышению психологической раскованности и
коммуникативных способностей.
Требования к уровню выполнения поставленных задач:
К концу года ученик должен различать цветовой круг, определять понятия симметрии и перспективы,
уметь работать с бумагой.
Учебные занятия проводятся в форме по общепринятой схеме согласно расписанию, составленному с
учетом учебы воспитанников. Также даются самостоятельные индивидуальные задания, для повторения
материала.
Сравнение результатов происходит каждые полгода по нескольким показателям, включающие наглядное
оценивание работ, конкурс-выставка между учащимися внутри группы, и устные опросы по программе.
Основными показателями работы изостудии являются: стабильность состава занимающихся, динамика
индивидуальных показателей учащихся, и результаты участия в творческих конкурсах и выставках.
Изостудия
создана
на
базе
МАОУ
СОШ
№105
г.
Екатеринбурга
(ул. Косарева, 9), где имеется материальная база в виде комплексного кабинета, со всем необходимым
обеспечением.
Программа разработана на детей 8-9 лет.
Период освоения программы - 1 год
По программе предусмотрено 34 часа. Занятия проходят 1 раза в неделю, длительность занятия для групп –
1 час.
Соотношение времени, отводимого на отдельные виды художественной деятельности, может несколько
изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств.
Набор детей по программе осуществляется добровольно. Состав группы постоянный. Для комфортной
психологической обстановки в каждой группе не более 15 учащихся.
Учебный план
Планирование и учет учебно-тренировочной работы
При составлении учебного плана реализуются принципы последовательности учебного процесса. Нагрузки
умеренно распределяются на весь учебный год. Постепенный переход от теоретических занятий к практике позволяет
более углубленно изучить тему, обилие практических заданий предоставляет возможность совершенствовать уже
приобретенные навыки.
На основе учебного плана и программы разработан поурочный план. В рабочем плане излагаются основные
задания, применяемые в уроке.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план четвертого года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
общее
Количество часов
из них
теоретических
практических
Формы промежуточной аттестации
Основы цветоведения (12 часов)
1.
2.
3.
Смешение цветов. Акварель
Смешение цветов. Гуашь
Гуашь и акварель в одной работе
Педагогическое наблюдение
Анализ достижений
6
1
5
12
1
11
7
1
6
Формы промежуточной аттестации
Основы рисунка (16 часов)
4.
Пропорции живых существ
ИТОГО
Педагогическое наблюдение
Анализ достижений
9
1
8
34
4
30
Содержание программы
№
п/п
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты освоения
материала
Основы цветоведения (25 часов)
1.
Смешение цветов.
Акварель
Урок теории.
Акварель как средство изображения. Техники рисования
акварелью.
Задание: определить изображения исполненные акварелью
Урок практики.
Акварельный этюд. Техника «по сырому»
Задание:
1) рисунок «Золотая осень» (акварель)
2) рисунок «Шар на ветке» (акварель)
Урок практики.
Акварельный этюд. Наслоение акварели, техника
«лессировка»
Задание:
1) рисунок «Яблочки». Изображение яблок в объеме на
столе (акварель)
2) рисунок «Коктейль» (акварель)
Урок практики.
Акварельный этюд. Техника «а ля прима» Смешанная
техника. Использование осенних листьев в оформлении
работы.
Задание: рисунок «Осень» (акварель)
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) улучшение навыков работы с акварелью;
4) изучение новых способов работы с
акварелью.
2.
3.
Смешение цветов. Гуашь
Гуашь и акварель в одной
работе.
Урок теории.
Гуашь как средство изображения. Техники рисования
гуашью.
Задание: определить изображения исполненные гуашью
Урок практики.
Гуашевая живопись. Техника рисования в несколько слоев.
Задание:
1) рисунок «Хамелеон». Изображение хамелеона с
узором на теле (гуашь)
2) рисунок «Единорог» (гуашь)
3) рисунок «Отражение в реке», используя метод
монотопии (гуашь)
Урок практики.
Гуашевая живопись. Техника рисования «мокрое по
сухому»
Задание:
1) рисунок «Пингвины (гуашь)
2) рисунок «Медведь купается», симметричное
отражение рисунка (гуашь)
3) рисунок «Радуга» (гуашь, губка)
4) рисунок «Дракон», используя метод вытягивания
краски пальцем (гуашь)
Урок практики.
Гуашевая живопись. Техника рисования «сухая кисть»
Задание:
1) рисунок «Снеговик» (гуашь)
2) рисунок «Панда» (гуашь)
3) рисунок «Одуванчик» (гуашь)
4) рисунок «Море», используя приемы росписи
(черная бумага, гуашь)
Урок теории.
Смешанная техника рисования.
Задание: определить изображения исполненные гуашью и
акварелью
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) улучшение навыков работы с гуашью;
4) изучение новых способов работы с
гуашь.
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
Урок практики.
Использование в одной работе разных средств
изображения.
Задание:
1) рисунок «Мыльные пузыри» (контур с помощью
печати гуашью, внутренняя часть – акварель)
2) рисунок «Точки и линии» (гуашь, акварель)
3) рисунок «В стиле кубизма» (гуашь, акварель)
4) рисунок «Цветы) (акварель, цветные карандаши,
гуашь)
5) рисунок «Хоровод» (акварель. гуашь, аппликация)
6) рисунок «Полярная ночь» (акварель, восковые
мелки, гуашь)
3) изучение новых способов работы.
Основы рисунка (9 часов)
4.
Пропорции живых
существ
Урок теории.
Пропорции фигуры млекопитающих животных.
Особенности изображения хищников, травоядных
животных и обезьян.
Задание: найти ошибки в изображениях животных
Урок практики.
Пропорции фигуры хищных млекопитающих.
Задание: рисунок «Лев» (гуашь, пластиковая вилка)
Урок практики.
Пропорции фигуры травоядных животных.
Задание: рисунок «Олень» (гуашь)
Урок практики.
Пропорции фигуры обезьян.
Задание: рисунок «Шимпанзе» (гуашь)
1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) изучение пропорций тела
млекопитающих животных.
Урок практики.
Выдуманное животное.
Задание:
1) рисунок «Клякса», методом кляксографии
изобразить животное (гуашь)
2) рисунок «Сказочное животное», соединение в одном
животном двух или трех (гуашь)
3) рисунок «Дракон» (гуашь, акварель)
4) рисунок «Коала на ветке» (гуашь, акварель)
5) рисунок «Выдра» (гуашь)
Методическое обеспечение программы
№
п/п
1.
2.
Раздел
Основы
цветоведения
Основы
рисунка
Приемы и методы
организации
образовательного процесса
(в рамках занятия)
Дидактический
материал
Формы
подведения итогов
Объяснение
Практическое обучение
Наглядное восприятие
Объяснение
Практическое обучение
Наглядное восприятие
Презентации
Плакаты
Репродукции
Презентации
Плакаты
Репродукции
Начальный
контроль
Техническое
оснащение
занятия
Частичное оснащение
Текущий контроль
Частичное оснащение
Методы и формы обучения
Основной образовательного процесса является фронтальная форма организации занятия, которое
предусматривает определение задач для всей группы и формирует единый темп работы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предполагает, что каждый ученик получает задание
для самостоятельного выполнения, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и
возможностями.
При групповой форме организации работы учащиеся действуют в парах и выполняют работы в
соответствии с заданием.
Структура занятий включает в себя три основные части.
К подготовительной части занятия относится организация группы, повышение эмоционального настроя и
концентрации внимания. Продолжительность подготовительной части занимает 10-15% общего времени и
определяется содержанием занятия.
Основная часть занятия определяется изучением теоретической части и решением конкретных задач, при
которых формируются определенные навыки. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего
времени.
К заключительной части относится анализ выполненной работы и подведение итогов. На эту часть
отводится 5-10% общего времени.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод использования слова, с помощью которого объясняется терминология и элементарные основы,
описывается техника работы с материалами;
2. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы,
повышает интерес к занятиям.
3. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных
умений и навыков.
4. Метод игры обеспечивает положительный эмоциональный отклик и постоянную высокую
заинтересованность в выполнении заданий, помогает формированию психологической разгрузке.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того,
освоил ли учащийся за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная
отработка учащимися упражнений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести
соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в
регулярном посещении занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно
анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
Виды контроля обучения:
1) начальный;
2) текущий;
3) промежуточный.
К текущему контролю относится систематическая проверка знаний и умений на каждом занятии.
В виде промежуточного контроля учащиеся должны сдавать большую практическую работу, включающую
элементы, изученные в течение учебного года.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 5 февраля
2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. от 12.10.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2012.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №
1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам».
4. Баркан А. О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов. – М.: Этерна, 2014
5. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Издательский дом «Нева»; ОЛМА-ПРЕСС, 2002
6. Кол М.-Э., Гейнер С. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся. – Мн.: ООО
«Попурри», 2009
7. Кол М.-Э., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4 – 12 лет – Мн.: ООО «Попурри», 2009
8. Красный Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. – М.:
Дорога в мир, 2014
9. Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б., Терских Е. А. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка. –
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2011
10. Никодеми Б. Г. Школа рисунка / Пер. Г. Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
11. Чиварди
Д.
Техника
рисунка:
рисунка:
инструменты,
материалы,
методы / Пер. Л. Агаевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.