ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
Педагогическим советом
О.Н. Бурковская
Протокол № 2
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Правополушарное рисование»
Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 - недельных, 34 - годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Составитель: Кабанова А.С.
Екатеринбург 2023
Структура дополнительной общеразвивающей программы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
2 стр.
1.2. Содержание программы
10 стр.
1.2.1 Учебный план
11 стр.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
27 стр.
2.2. Формы аттестации и оценочные
материалы
27 стр.
2.3. Список литературы
33 стр.
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» (далее – Программа) разработана для реализации на базе
МАОУ СОШ №105.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
Концепция развития дополнительного образования детей от
04.09.2014 № 1726;
СанПиН 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав МАОУ СОШ №105;
Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (локальный акт МАОУ СОШ №105).
Уровень освоения программы: стартовый.
Направленность программы: художественная
Дополнительность программы заключается в использовании методики нетрадиционной изобразительной деятельности, не применяемой в
качестве отдельного предмета.
Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей учащегося независимо от имеющихся у него
изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить
творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для
дальнейшего творческого самовыражения и развития.
Инновационность программы заключается в возможности быстрого – уже с первых занятий — положительного результата в развитии
творческих изобразительных способностей.
Отличительная особенность. Программа имеет модульную структуру. Состоит из двух модулей.
1-ый модуль включает разделы: «Введение в мир правополушарного рисования» (1 час), «Воспоминания о лете» (4 часа), «Краски осени» (4
часа), «Зимняя сказка» (5 часов). Всего — 14 учебных часов.
2-ой модуль включает разделы: «Виды фонов в правополушарном рисовании» (1 часа), «Как прекрасен этот мир, посмотри» (6 учебных
часов), «Весна-красна» (9 часов), «Это – Родина моя» (4 часа). Всего — 20 учебных часов.
Каждый из модулей Программы может использоваться в качестве самостоятельной краткосрочной дополнительной общеразвивающей
программы или как составная часть программ дополнительного образования художественной направленности.
Деление учебного плана каждого модуля на разделы позволяет совершать добор обучающихся (при наличии вакантных мест) на любой
стадии реализации обучения без опасения, что обучающийся не освоит материал программы. Пропущенный материал программы может
быть разработан отдельно для ребенка, с целью освоения полного курса (модуля) программы.
Педагогическая целесообразность.
Все большей популярностью в практике обучения изобразительной деятельности в последнее время пользуются нетрадиционные методики
по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику
правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.
Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. При использовании
специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Детям свойственно заниматься творческой
деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени,
чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и
аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по
правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает
раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в
усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира,
развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается
интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на
логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать
правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник
творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым
полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования, включающая в себя набор различных упражнений,
которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать
логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много других неожиданных
заданий позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование» включает в себя использование разнообразных материалов и
техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя
на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и
постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и
нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся
выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество
знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным
творческим работам и достижениям.
Адресат программы: учащиеся 10-11 лет.
Объём программы: 34 часа.
Формы обучения и виды занятий:
Обучение по программе ведётся с применением различных форм обучения: очная.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки.
Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность. В каждое занятие включены
упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также на развитие
правого полушария головного мозга.
Формы и методы обучения:
словесный – подача нового материала;
наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
демонстрационный – показ моделей, предметов;
метод стимулирования познавательного интереса;
наблюдение и анализ;
иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Сроки и объем освоения программы: 34 учебных часа, 9 месяцев.
1-ый модуль — 14 учебных часов, 4 месяца.
2-ой модуль — 20 учебных часов, 5 месяцев.
Режим проведения занятий. Занятия с детьми проходят один раз в неделю по 1академическому часу (продолжительность 1
академического часа составляет 40 минут).
Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) без предъявления требований к знаниям,
умениям, навыкам.
Наполняемость группы до 15 человек.
ЦЕЛЬ — развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.
ЗАДАЧИ:
Предметные задачи:
1) формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
2) формировать опыт создания художественных образов в жанре живопись;
3) формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной
деятельности;
4) развивать визуально — пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметные задачи:
1) развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
2) развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять
наиболее эффективные способы их достижения;
3) формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
4) развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные задачи:
1) воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты
повседневных, бытовых объектов;
2) формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
творческой и других видов деятельности;
3) воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети должны владеть следующими компетенциями:
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
— основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз,
линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета,
оттенок, контраст);
— основы цветоведения;
— основные и дополнительные цвета;
— цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
— контрасты форм;
— азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
— гармонию цвета;
— русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу
родного края и др.
Метапредметные
Обучающиеся будут уметь:
— смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
— соблюдать последовательность в работе;
— владеть основами перспективы основами цветоведения;
— правильно расположить предмет на листе;
— самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
— работать в технике правополушарного рисования;
Личностные:
Обучающиеся научатся:
— творчески подходить к выполнению работы;
— грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
— работать самостоятельно и в коллективе;
— организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
— радоваться своим успехам и успехам товарищей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели
-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети
будут знать специальную терминологию, научатся общаться с основными художественными материалами, активизируют творческие
способности и разовьют творческий потенциал.
Критерии оценки достижений учащихся.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли учащийся за
учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учащимися упражнений позволяет
педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении
занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему
корректировать свою работу.
Виды контроля обучения:
1) начальный;
2) текущий;
3) промежуточный.
К текущему контролю относится систематическая проверка знаний и умений на каждом занятии.
В виде промежуточного контроля учащиеся должны сдавать большую практическую работу, включающую элементы, изученные в
течение учебного года.
1.2. Содержание программы
1.2.1.Учебный план
Количество часов
№
п/п
Модуль программы
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации/контроля
1
1 модуль
14
7
7
Выставка учебных и творческих работ обучающихся
2
2 модуль
20
10
10
Выставка учебных и творческих работ обучающихся
Всего
34
17
17
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования»
Учебный план первого модуля программы.
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
Форма
организации
занятий
Форма
аттестации/контроля
Беседа,
Виртуальная
экскурсия
Наблюдение, опрос
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (1 час)
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности,
гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на
занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная
экскурсия)
1
1
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (4 часа)
1
Создание горизонтального фона картины. «В жарких
странах».
2
Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На
море»
1
1
0,5
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Наблюдение, творческая
работа
3
Радужный фон картины. «В горах»
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
4
«Дельфины»
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Наблюдение, творческая
работа
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (4 часа)
1
2
Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Создание вертикального фона. «Под дождём».
1
0,5
3
Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
4
Круговой фон. «Совушка».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Наблюдение, творческая
работа
Наблюдение, творческая
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (5 часов)
1
Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее
солнце».
2
Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная
ночь».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
3
«Снегирь».
1
0,5
0,5
Практическое
4
5.
«Лисенок».
1
0,5
занятие
работа
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Практика
Форма
организации
занятий
Форма
аттестации/контроля
Наблюдение, опрос
«Оленята»
1
0,5
0,5
Всего
14
7
7
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись»
Учебный план второго модуля программы.
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
Теория
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (1 час)
1.
Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах
внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Виды
фонов в правополушарном рисовании.
1
0,5
0,5
Беседа,
Практическое
занятие
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (6 часов)
1
2
«Северное сияние».
«Енот в шапке».
1
0,5
3
«Фламинго»
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Наблюдение, творческая
работа
4
«Совенок»
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
5
«Коты»
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
6
Создание фона с помощью техники набрызга. «Котенок и
рыбка»
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Наблюдение, творческая
работа
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (9 часов)
1
«Зайка в траве».
2
«Цветы для мамы».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
3
«Весенние деревья»
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
4
«На пруду».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Наблюдение, творческая
работа
5.
«Космос».
1
0,5
6.
«Цветущие сады».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
7.
«Волшебный луг».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
8.
«Одуванчики».
1
0,5
0,5
Практическое
Наблюдение, творческая
9,
занятие
работа
«Ежик в траве»
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (4 часа)
1.
«Любимый край».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
2.
«День Победы».
1
0,5
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
0,5
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа
Практическое
занятие
Наблюдение, творческая
работа. Выставка
творческих работ.
3.
4.
«Верные друзья»
1
0,5
«Лето! Ах, лето!»
1
0,5
0,5
Всего
20
10
10
1.2.2. Содержание учебного плана
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования» (14 часов)
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на
занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Просмотр
презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об
инструментах художника, о технике правополушарного рисования.
Практика.
Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога).
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный, диагональный и круговой фоны.
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов)
Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория
Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки,
работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория
Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с
помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 3. Радужный фон картины. «В горах».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и
передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 4. «Дельфины».
Теория
Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя, линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью
губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля).
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (4 часа)
Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа
с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).
Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа
передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).
Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев,
работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с
использованием ватных палочек).
Тема 4. Круговой фон. «Совушка».
Теория
Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа
дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (5 часов)
Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и
кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.
Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью
пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение
бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками.
Тема 3. «Снегирь».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.
Практика.
Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним
планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины).
Тема 4. «Лисенок».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Лисенок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном, с
дальним планом с помощью кисти (ель), работа с передним планом кистью (лисенок).
Тема 5. «Оленята».
Теория
Симментрия. Круговой фон. Тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Оленята» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним
планом кистью (оленята) и пальцами (ветки, игрушки, тени, блики).
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись» (20 часов)
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (1 час)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на
занятиях. Виды фонов в правополушарном рисовании.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета.
Практика.
Беседа. Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и
холодной
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов)
Тема 1. «Северное сияние».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и
тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти
Тема 2. «Енот в шапке».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Енот в шапке» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с
передним планом (рисование головы енота, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 3. «Фламинго».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Фламинго» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение
бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование фламинго) с помощью кисти, прорисовка теней
и света пальцами.
Тема 4. «Совенок».
Теория
Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Совенок» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура
совенка из овала, детализация фигуры) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 5. «Коты»
Теория
Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Коты» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, работа с передним планом с
помощью кисти.
Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Котенок и рыбка».
Теория
Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Котенок и рыбка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами
рыбки и котёнка, от целого к детализации (работа кистью).
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (9часов)
Тема 1. «Зайка в траве».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Тень, свет. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Зайка в траве» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью пальцев, работа с дальним планом
и передним планом с помощью кисти.
Тема 2. «Цветы для мамы».
Теория
Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с
передним планом (прорисовка тюльпанов).
Тема 3. «Весенние деревья».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с
передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).
Тема 4. «На пруду».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с
дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.
Тема 5. «Космос».
Теория
Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с
дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.
Тема 6. «Цветущие сады».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с
передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 7. «Волшебный луг».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.
Практика.
Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с
дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 8. «Одуванчики».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Одуванчики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев,
с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 9. «Ежик в траве».
Теория
Фон. Композиция. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Ежик в траве» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью пальцев,работа с передним с
помощью кисти.
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (4 часа)
Тема 1. «Любимый край».
Теория
Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью;
работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.
Тема 2. «День Победы».
Теория
Натюрморт. Горизонтальный фон.
Практика.
Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета
ромашек, Георгиевской ленты, звезды.
Тема 3. «Верные друзья».
Теория
Сюжет. Контраст. Ситуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание.
Практика.
Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники
отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта
дерева и фигурок на качели; тычкование (светлячки).
Тема 4. «Лето! Ах, лето!».
Теория
Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники
отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы,
цветов.
2.1. Условия реализации программы
Информационно – методическое обеспечение.
дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
методические пособия;
конспекты занятий;
дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
презентации;
индивидуальный раздаточный материал;
литература: для педагога, для детей, для родителей.
Материально – техническое обеспечение.
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебновоспитательного процесса;
-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);
-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ кисти – 3 шт, (синтетика, круглая: № 1, № 6, плоская № 12),
бумага для гуаши и акварели формат А4 – 34 листа (1 набор на весь курс обучения), гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) (10 наборов на весь
курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл ( 4-5 шт.на весь курс обучения), ватные палочки), влажные салфетки; малярый скотч
(2 шт.), пластиковая палитра, губки для мытья посуды.
— работы обучающихся и педагога; илюстративный материал.
— технические средства обучения: компьютер.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль.
— текущий — в середине учебного года (декабрь-январь),
— итоговый – в мае.
Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования.
Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Итоговая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования.
Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Методические материалы
Программа «Правополушарное рисование» имеет сложную структуру и включает в себя 2 модуля. Продолжительность обучения 34
учебных часа. В основу Программы заложены принципы:
— принцип поэтапности «погружения» в программу (самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных
особенностей детей);
— принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка
– от самого простого до заключительного, максимально сложного задания, проработана преемственность занятий, имеет место ярко
выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на
занятиях ресурс знаний));
— принцип сравнений (подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с
материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения);
— принцип выбора (заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо –
определенных и обязательных ограничений);
— связь обучения с жизнью (изображение должно опираться на впечатление, полученное учащимся от действительности. Дети рисуют то,
что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по
содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество).
— принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая творческую работу, не только развивает умение познавать, но и формирует
умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия
социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками;
— индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором
сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно
предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от
страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Методы организации образовательного процесса
— Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений,
обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В
изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных,
литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой
целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны
и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
— Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность
ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при
этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные
учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом
им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить
творческий процесс.
— На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются
специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод.
Решению вышеизложенных задач так же способствует частично — поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении
используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению
изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут
затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.
Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его
характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному
собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит
уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.
В Программе предложен неформальный подход к патриотическому воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности
учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном крае, Российских праздниках и пр.
Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного
искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное
творческое решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое
развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы, что
развивает у обучающихся эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения,
художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.
Программой предусмотрено:
социально-коммуникативное развитие: с освоением мира художественных образов происходит освоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности;
познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;
Раннее профессиональное просвещение.
Знакомство со спецификой работы художника позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника — мастера
появляется художественное произведение.
Работа с родителями.
Линия воспитания и образования, которая намечена программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители
должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей,
инструментов и художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а
участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной
деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала.
2.3. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал «Завуч»№ 5, 2005.
Селевко Г.К «Современные образовательные технологии»/ М.: 1998..
Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.