Рабочая программа Почемучки Брусницына Д.С.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Директор МАОУ СОШ № 105

Протокол № 2

___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО НАУЧНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Клуб

юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»

Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 - недельных, 33 годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Составитель: Брусницына Дарья Сергеевна, учитель
начальных классов

Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка
Программа рассчитана на 33 часа:
1 класс – 2 класс 33 часа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной
деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и
направлена на формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию,
ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно –
познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического
применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей
деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:


мыслительные навыки

- обучение младшего школьника

анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.


исследовательские

навыки

направлены

на

формирование

умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и
т.д.


коммуникативные навыки направлены на формирование у
ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника,

доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и
советы других.


социальные навыки предполагают развитие умения работать в
группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или
исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе,
сверстниками – с людьми, которые его окружают;

Особенностью данной программы является комплексный подход в системе
образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде
системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип
развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания
образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции
знаний, принцип овладения культурой).
в)

Деятельностно-ориентированные

деятельности,

принцип

управляемого

принципы
перехода

(принцип

от

совместной

обучения
учебно-

познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до
воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса
учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение

(и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое
применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной
деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить
академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение

определенных

закономерностей

исследовательской

проектной

работы действительно можно начинать уже в начальной школе.

Ученики,

которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще
встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у
учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так
как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать
окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность,
не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом
естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного
обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации
этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социальноэкономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая
наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал
свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления,
формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной
деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных
знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с
удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных
и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы
направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых
предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на
создание продукта, имеющего значимость для других.

В

рамках

программы

обеспечено

сочетание

различных

видов

познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности
ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности,
что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника
как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная

программа

является

подготовкой

к

самостоятельной

исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на
самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым
предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и
формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской
деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских
умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о
правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о
способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:


развитие творческой исследовательской активности;



формирование

учащихся

способности

к

организации

исследовательской деятельности;


стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных

областях

современной

науки,

поддержка

стремления

ребёнка

к

самостоятельному изучению окружающего мира;


формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве,

развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение
вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного
взаимодействия;


формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально

адекватных способов поведения;



развитие

психофизиологических

способностей

ребёнка:

памяти,

мышления, творческого воображения.
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» ( 32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель
ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления,
творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» ( 37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых
знаний,

умений,

навыков,

необходимых

для

организации

работы

по

исследовательскому поиску.
«Исследовательская практика» ( 48ч)
Задачами

данного

модуля

являются:

формирование

у

учащихся

представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах
открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе,
проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного

исследования,

развитие

личности

ребёнка,

способной

к

самореализации и самоутверждению.
Содержание программы
1 класс
( 33 часа)
№/п

1.

«Развитие
познавательной
сферы»
9ч
Светофор мысли:
включаем

МОДУЛИ
«Формирование «Исследователь
исследовательск ская практика»
их умений»
8ч
Что такое
исследование и

11 ч
«Букет цветов»
( групповой

«Защита
проектов
исследователь
ской работы»
4ч
В соответствии
с темами

внимание!
1ч
2.

Светофор мысли:
включаем память!
1ч

3.

Светофор мысли:
включаем логику!
1ч

кто такие
исследователи?
1ч
Игра
«Вопрошайка»(Уч
имся задавать
вопросы.)
1ч

Книги –
помощники
исследований.
Экскурсия в
библиотеку.
1ч

4.

Светофор мысли:
включаем
воображение!
1ч

Хочу всё знать!
( Учимся
определять тему
исследования,
проекта)
1ч

5.

Светофор мысли:
пространственные
представления.
1ч

6.

Светофор мысли:
учимся
наблюдать.
1ч

«Мы научные
тропинки одолеем
без запинки!»
(Составление
плана
исследования)
1ч
Игра. «Я –
следопыт!» (Как
можно изучать
окружающий нас
мир.)
1ч

проект,
изготовление
панно) 1 ч
«Золотая
волшебница
Осень» (
групповой
проект,
составления
гербария осенних
листьев, побор и
сочинение
стихов, загадок
об осени )
2ч
«Мой дом. Мой
двор» (инд.
проекты,
составление
плана местности,
макетов,
рассказов по
теме)
1ч
« Книжка –
малышка» ( инд.
проект, рисунки,
загадки, ребусы,
стихи с любимым
числом).
1ч
"Звериная"
зарядка.
(групповой
проект, игра)
1ч
« Волшебные
правила
здоровья»
(групповой
проект,
разработка

заявленных
проектов, 1 раз
в каждой
учебной
четверти.
Выбор темы
защиты проекта
согласуется
между
учителем –
руководителем
проекта и
юным
исследователем
.

7.

Секрет порядка.
1ч

8.

Учимся
сравнивать.
1ч

9.

Я – изобретатель.
1ч

плакатов,
разучивание
физминуток)
1ч
Любопытные
Симметрия в
опыты.
нашей жизни:
1ч
коллекция
симметричных
предметов.(групп
овой проект)
1ч
«Нескучная
«Снежинка»
школа» Учимся
(групповой
работать в группе. проект)
1ч
1ч
«Сколько весит
школьный
рюкзак»
(инд. или гр.
Проекты)
2ч

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
 основы проведения исследовательской работы;
 что такое мини – проект и творческий проект;
 методы исследования: наблюдение, опыт;
 способы поиска необходимой для исследования информации;
 правила сотрудничества в процессе исследования;
 основные логические операции, их отличительные особенности;
 правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
 определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской
работы;

 подбирать материал, необходимый для исследования;
 оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
 сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь
товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно
выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы,
могут быть организованы следующие мероприятия:


выставки творческих работ учащихся;



мини – конференции по защите исследовательских проектов;
2 класс
34 часа

№/п

1.

2.

3.

«Развитие
познавательной
сферы»
8 ч
«Миллион
изменений».
(Тренировка
наблюдательности,
восприятия,
внимания)
1ч
Логическая игра
«Молодцы и
хитрецы»
1ч

Как сотрудничать
со взрослыми.

МОДУЛИ
«Формирование «Исследовательск
исследовательски
ая практика»
х умений»
10 ч
12 ч
Учимся определять «Природные
направления темы. фантазии»
1ч
(творческие
групповые и инд.
проекты)
2ч
Как найти книгу в
школьной
библиотеке?
(учимся работать с
дополнительной
литературой)
1ч
Учимся
анализировать и

«Дорога и мы»
(групп. и инд.
проекты)
2ч

« Праздники моей
семьи» ( инд.

«Защита
проектов
исследовател
ьской
работы»
4ч
В
соответствии с
темами
заявленных
проектов, 1 раз
в каждой
учебной
четверти.
Выбор темы
защиты
проекта
согласуется
между
учителем –
руководителем
проекта и

1ч
4.

5.

6.

7.

8.

9.

обобщать.

1ч
« Самый – самый!» Виды оформления
Психологическая
проектов.
игротека.
1ч
1ч
Искусство
выдумывания
историй.
(речевой тренинг)
1ч
Рисование в
масштабе.
(графический
тренинг, развитие
пространственного
воображения и
умения
пользоваться
координатной
сеткой)
1ч
Упражнение
«Пословицы»
(цель — развитие
речи и мышления).
1ч
«Занимательная
игротека» ( цель –
формирование
навыка
самоконтроля)
1ч

Что такое
эксперимент?
1ч

проекты)
1ч
«Разговор о
правильном
питании»
(групповой проект)
1ч
«Корабли» (инд. и
групповые
проекты)
2ч

Секреты знакомых
предметов.
( практикум
проведения опытов
и экспериментов)
2ч

«Комнатные
растения в нашем
классе»
(групп. проект)
1ч

Наши увлечения и
исследовательская
работа.(диспут)
1ч

« Новогодняя
красавица» ( инд. и
групповые
проекты)
2ч
«Инопланетяне»
( инд. проект.)
1ч

Игра. «Мы журналисты»
( знакомство с
методом
интервьюирования
)
1ч
Маленькая дверь в
большую
науку.(Объясняем
«фокус – покус»)
1ч

юным
исследователе
м.

Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
 основные особенности проведения исследовательской работы;
 что такое информационный проект и практико – ориентированный проект;
 методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
 правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
 правила осуществления самоконтроля;
 правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
 выбирать пути решения задачи исследования ;
 классифицировать предметы, явления и события;
 самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
 правильно

определять

круг

вопросов

и

проблем

при

выполнении

исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
 собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
 осуществлять сотрудничество со взрослыми;
 презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной
оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут
быть организованы следующие мероприятия:
 выставки творческих работ учащихся;
 мини – конференции по защите исследовательских проектов;
В

ходе

освоения

программы

«Школа

исследователя»

формируются универсальные учебные действия (УУД):

целенаправленно

проектировочные
Осмысливание
задачи, планирование
этапов предстоящей
деятельности,
прогнозирование
последствий
деятельности.

коммуникативные
Формирование
умения слушать и
понимать других,
вступать в диалог,
задавать вопросы,
участвовать в
дискуссии, выражать
себя.

исследовательские
Выдвижение
предположения,
установление
причинно –
следственных
связей, поиск
нескольких
вариантов решения
проблемы.

информационные
Самостоятельный
поиск
необходимой
информации (в
энциклопедиях, по
библиотечным
каталогам, в
Интернете), поиск
недостающей
информации у
взрослых (учителя,
руководителя
проекта,
специалиста),
структурирование
информации,
выделение
главного.
экспериментальны
рефлексивные
е
Организация своего Осмысливание
рабочего места,
собственной
подбор
действительности
необходимого
(её хода и
оборудования,
промежуточных
подбор и
результатов),
приготовление
осуществление
материалов,
самооценки.
проведение
собственного
эксперимента,
наблюдение за
ходом
эксперимента,
измерение
параметров,
осмысление
полученных
результатов.

кооперативные
Взаимодействие с
участниками
проекта, оказание
взаимопомощи в
группе в решении
общих задач,
поиск
компромиссного
решения.

презентационны
е
Построение
устного
сообщения о
проделанной
работе, выбор
различных
средств
наглядности при
выступлении,
навыки
монологической
речи, ответы на
незапланированн
ые вопросы.

В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим –
творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника
как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений
ученика

начальной школы

в

познавательной,

творческой,

социальной,

коммуникативной деятельности.
Банк информационно-коммуникационных ресурсов
для проведения занятий:

1.

Белобородова О.Г., Шалашова Ж.А., Кулакова И.Н. Программа

внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению в 1 – 4
классах «Школа исследованияг. Черемхово, Иркутская обл., интернет – ресурс.
2.

М.В.

Дубова.

Организация

проектной

деятельности

младших

школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс»,
2011 г
3.

Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной

деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П.
Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
4.

Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ru

5.

Занятия

с

первоклассниками

«Логика».

http://adalin.mospsy.ru/sklad.shtml
6.

Сборники

познавательных

опытов

и

экспериментов.

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
7.

Сборники игр и упражнений для проведения тренингов.

8.

Макет портфолио обучающегося.

9.

Рекомендации для оформления исследовательских работ.

10.

Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

Используемая литература
1.

Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А.

Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников:
научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования,
учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
2.

Дубова

М.В.

Организация

проектной

деятельности

младших

школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М.,
«Баласс», 2011 г.
3.

Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго

поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников.Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ru
7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».