ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
Педагогическим советом
___________ О.Н. Бурковская
Протокол № 2
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 - недельных, 28 - годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Составитель: Ларионова Татьяна Андреевна, учитель
начальных классов
Екатеринбург,2023
Пояснительная записка
Курс
«Изобразительное
искусство»
направлен
на
художествнно-
эстетическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста; предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В основе модернизации российского образования лежат идеи
гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности.
По
мнению
многих
исследователей
в
области
педагогики,
психологии
(Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка,
литература
признаны
действенными
средствами,
способствующими
формированию и развитию целостной, активной творческой личности.
Необходимым
условием
художественно-эстетического
изобразительного
искусства
построения
воспитания
в
педагогической
современной системы
является
работе
использование
с
детьми,
это
целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий
требованиям всестороннего и гармонического развития ребенкаСоздавая артобъекты, дети оттачивают навыки мелкой моторики, развивают воображение,
учатся мыслить, постигают визуальную эстетику, развивают чувство цвета, и
многое другое. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном
возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,
создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости. В процессе рисования происходит живая
работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус,
наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и
глазомер.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание
деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития
изобразительной
деятельности
предусматривает
формирование
у
детей
эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества.
Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и
приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Цвет краски для детей
воспринимается как большая эстетическая ценность. Научившись смешивать
краски и получать новые оттенки, ребёнок тяготеет к их разнообразию
Дидактические принципы, на которых построена программа:
•
наглядности;
•
доступности;
•
последовательности и постепенности;
•
активности;
•
систематичности;
•
научности и достоверности;
•
сознательности.
Цель программы
-
развитие
художественно-творческих
способностей
дошкольников
посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы
формирование элементарных навыков и умений изобразительной
деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на
занятиях рисованием;
формирование творческой активности, художественного вкуса;
формирование навыков сотрудничества;
развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
развитие
умений подчинять изобразительные средства, способы
изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
развитие мелкой моторики;
развитие
творческих
способностей
в
рисовании; воображения,
зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления; воспитание выдержки,
волевого усилия, организованности, аккуратности, самостоятельности, умения
начатое дело доводить до конца.
Режим занятий
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год (по 1 занятию в неделю
продолжительностью 30 минут).
Методы и приемы работы
экспериментирование
с
изобразительными
техниками
гуашевого
рисования;
создание и решение проблемных ситуаций;
игровые приемы;
рассматривание и обсуждение;
показ технических приемов;
пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
использование сюрпризных моментов;
использование синтеза искусств
Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»
являются следующие умения и качества:
развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
умение организовать рабочее место.
бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
ознакомление с художественными терминами и понятиями.
ориентирование в социальных ролях
нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
развитие наблюдательности зрительной памяти.
активное использование в речи терминов
сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
отражение
индивидуально-личностных
позиций
в
творческой
деятельности.
развитие художественного вкуса.
овладение художественными терминами.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Изобразительное
искусство» являются следующие умения и качества:
приобретение навыка работы в паре, группе
диагностирование
причин
успеха/неуспеха
и
формирование
способности действовать в различных ситуациях.
участие в коллективном обсуждении
умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в
группы для сотрудничества.
Календарно-тематический план курса «Изобразительное искусство»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема занятия
Подводный мир
Собака-друг человека
Плюшевый мишка
Кошки на окошке
Осенний натюрморт
Осенние листочки
Игрушка дымковская
Нарядные лошадки
Снегири прилетели
Белая берёзка
Лиса-кумушка
Чудесные превращения кляксы
Совушки
Волшебные снежинки
Еловые веточки
Кошка с котятами
Весёлый клоун
Весело качусь я под гору в сугроб
Сказочная гжель
Мои друзья
Волшебные цветы
Папин портрет
Милой мамочки портрет
Солнышко нарядись
Дата
4.10
11.10
18.10
25.10
1.11
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
21.02
28.02
7.03
14.03
21.03
25
26
27
28
Солнечный цвет
Дымковская барышня
Весеннее небо
Я рисую море
28.03
4.04
11.04
18.04