ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
МАОУ СОШ №105
1. Общие положения
1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из
форм взаимодействия руководящих и педагогических работников МАОУ
СОШ № 105, с целью создания оптимальных условий обучения, развития,
социализации и адаптации обучающихся посредством психологопедагогического сопровождения.
1.2. Цель ППк: обеспечение диагностико-коррекционного и психологопедагогического сопровождения обучающихся с проблемами в развитии, в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья;
1.3. Задачами ППк являются:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ,
особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся
для последующего принятия решений об организации их психологопедагогического сопровождения;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся,
содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания
специальных условий получения образования;
- направление обучающихся, имеющих трудности в освоении основной
образовательной программы или особенности в развитии, социальной
адаптации и поведении
на ПМПК для получения рекомендации по
организации обучения, ГИА или уточнения образовательного маршрута;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся на основании заключения ПМПК и заявления
родителей (законных представителей) об организации обучения по
адаптированной основной образовательной программе (далее - АООП);
- контроль за выполнением рекомендаций ПМПК и ППк для обучающихся,
переведенных на адаптированную образовательную программу (далее –
АОП), систематический мониторинг динамики их развития и обучения,
коррекция индивидуальных образовательных маршрутов с учетом
результатов мониторинга.
1
2. Организация деятельности ППк
2.1. ППк школы действует на основании следующих нормативных
документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
-Приказы Министерства просвещения Российской федерации № 1023 и 1025
от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 23.05.2016 «О
совершенствовании
деятельности
психолого-медико-педагогических
комиссий»
- Локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 105
2.2. ППк действует на основании настоящего положения, постоянный
состав ППк утверждвется Приказом директора МАОУ СОШ №105 на начало
каждого учебного года. На заседания ППк приглашаются в качестве членов
консилиума и\или
консультантов классные руководители, учителя –
предметники, специалисты (в том числе сторонних организаций),
участвующие в образовательном процессе конкретного ребенка. Принятие
решения по психолого – педагогическому сопровождению принимается
коллегиально.
2.3. ППк ведется следующая документация:
- Приказ директора МАОУ СОШ № 105 о создании ППк с утвержденным
составом специалистов ППк;
- Положение о ППк;
- График проведения плановых заседаний ППк на учебный год, не реже 3 раз
за учебный год;
- Журнал учета плановых и внеплановых заседаний ППк (Протоколы ППк) и
обучающихся, прошедших ППк
- Журнал регистрации коллегиальных заключений, представлений ППк и
направлений на ПМПК
- Карты развития обучающихся, получающих психолого-педагогическое
сопровождение, включающих согласия родителей (законных представителей)
обучающегося на проведение психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальные карты развития обучающихся хранятся у классных
руководителей, все остальные документы - у председателя ППк.
2.4. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на директора МАОУ
СОШ №105. В постоянный состав ППк входят председатель ППк заместитель директора МАОУ СОШ № 105, педагог-психолог, учитель2
логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, работающие в МАОУ
СОШ №105. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя
ППк или лица, исполняющего его обязанности. Ход заседания и принятые
решения фиксируются в Протоколе ППк, который подписывается всеми
участниками заседания ППк.
2.5. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается
всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный
вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием
для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей
(законных представителей) в день проведения заседания. В случае
несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с
коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной
форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный
процесс осуществляется по ранее определенному образовательному
маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов,
участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее
трех рабочих дней после проведения заседания.
2.6. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую
комиссию (далее - ПМПК) оформляется представление ППк на
обучающегося, которое выдается родителям (законным представителям) под
личную подпись.
3. Режим деятельности ППк
3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом
школы на обследование и организацию комплексного сопровождения
обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком
проведения, но не реже трех раз за учебный год, для оценки динамики
обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и
3
дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся.
3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся
- при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психологопедагогическом сопровождении;
- при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития
обучающегося по запросу педагогов и специалистов, участвующих в
образовательном процессе и \или родителей (законных представителей)
обучающегося;
- при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных
представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников
МАОУ СОШ №105;
- с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами
ППк, степень социализации и адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для
участников образовательных отношений по организации психологопедагогического сопровождения обучающегося.
3.6.
Деятельность
специалистов
ППк
осуществляется
бесплатно.Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в
рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы
в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников
образовательных отношений на обследование и организацию комплексного
сопровождения обучающихся.
4. Проведение обследования
4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются
исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных
индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
4.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников МАОУ
СОШ №105 с письменного согласия родителей (законных представителей).
4.3. Председатель ППк заблаговременно информирует членов ППк о
предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания
ППк.
4
4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель, классный
руководитель или другой специалист. Ведущий специалист представляет
обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на
ППк (при необходимости).
4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется
заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы,
комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и
адаптации обучающегося.
5. Содержание рекомендаций ППк по организации
психолого-педагогического сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том
числе:
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- разработку индивидуального образовательного маршрута обучающегося,
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции МАОУ СОШ №105.
5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения
могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие
организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному
расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
-дополнительный выходной день;
-организацию дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного
дня ил снижение двигательной нагрузки;
- предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
- снижение объема задаваемой на дом работы;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
5
компетенции МАОУ СОШ №105.
5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
могут включать в том числе:
- проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционноразвивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
- профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции МАОУ СОШ №105.
5.4.
Рекомендации
по
организации
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного
согласия родителей (законных представителей).
6
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДОКУМЕНТАЦИЯ ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк на каждый
учебный год;
2. Действующее положение о ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк<*> и обучающихся, прошедших ППк:
N
Дата
Тематика заседания <**>
Вид консилиума
(плановый/внеплановый)
-------------------------------<*> - Журнал учета заседаний включает Протоколы заседаний ППк.
<**> - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению
обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного
обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования;
обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с
обучающимся; зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление
обучающихся в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных
маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза
адаптированных основных образовательных программ ОО; оценка эффективности и
анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие
варианты тематик.
5. Журнал регистрации
направлений ППк:
N
ФИО
п/ обучающегося,
п класс/группа
Дата
рожд.
коллегиальных
Инициатор
обращения
заключений,
представлений
Повод
Документы
обращения в (заключение,
ППк
представление,
направление)
и
Результат
обращения
7
6. Протоколы заседания ППк:
Шапка/официальный бланк МАОУ СОШ № 105
--------------------------------------------------------------------------Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
наименование ОО
N ____
от "__" __________ 20__ г.
Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О.Фамилия
(мать/отец ФИО обучающегося).
Повестка дня:
1. ...
2. ...
Ход заседания ППк:
1. ...
2. ...
Решение ППк:
1. ...
2. ...
Приложения (характеристики,
представления на обучающегося, результаты
продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и
проверочных работ и другие необходимые материалы):
1. ...
2. ...
Председатель ППк ______________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
Другие присутствующие на заседании:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождение
В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика
или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение
консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных
представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка,
вносятся данные об обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционнойразвивающей
работе,
проводимой
специалистами
психолого-педагогического
сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается
руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся.
8
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК:
N
ФИО
Дата
Цель
Причина
п/п обучающегося, рожден направле направле
класс/группа
ия
ния
ния
Отметка о получении
направления родителями
Получено:
далее
перечень
документов,
переданных
родителям
(законным
представителям)
Я, ФИО родителя (законного
представителя) пакет документов
получил(а).
"__" ____________ 20__ г.
Подпись:
Расшифровка: ________________
9. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума :
Шапка/официальный бланк МАОУ СОШ № 105
--------------------------------------------------------------------------Коллегиальное заключение психолого-педагогического
консилиума (наименование образовательной организации)
Дата "__" _____________ 20__ года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:
Класс/группа:
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для
разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психологомедико-педагогической помощи.
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
Приложение:
(планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный
9
образовательный маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк _________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: _____________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________/____________________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
10. Представление психолого-педагогического консилиума для ПМПК:
Представление психолого-педагогического консилиума
на обучающегося для предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в образовательную организацию;
- программа обучения (полное наименование);
- форма организации образования:
1. в группе/классе
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.);
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
2. на дому;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена
учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе
индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие
частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая
психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт
проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным
поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями
10
развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад,
плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень
образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной
организации:
1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в
образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами
развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично
опережало).
2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики:
качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает,
отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне
незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за
период нахождения в образовательной организации <3>.
-------------------------------<3>Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
5. Динамика освоения программного материала:
- программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для
обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров
(в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного,
среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в
соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.
(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем
начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия),
регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9. Характеристики взросления <4>:
-------------------------------<4> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным)
поведением.
11
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие
травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции,
перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как
относится к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на
них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько
времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована "на словах");
- самосознание (самооценка);
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации <5>:
-------------------------------<5> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным)
поведением.
- совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
- наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
- проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо
к животным), склонность к насилию;
- оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает
наоборот);
- отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам
(пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
- сквернословие;
- проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
- отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
- повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных
групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
- дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы
(конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения
образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической
работы.
Дата составления документа.
12
Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации.
Дополнительно:
1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы,
динамику в коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости,
заверенный
личной
подписью
руководителя
образовательной
организации
(уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной
организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей
обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического
консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психологопедагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель
начальных
классов/классный
руководитель/мастер
производственного
обучения/тьютор/психолог/дефектолог).
11. Согласие родителей (законных представителей) обучающегося
проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк :
на
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося
на проведение психолого-педагогического обследования
специалистами ППк
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.)
рождения)
Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
"__" ________ 20__ г./___________/_________________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
13