ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024
Дополнительная платная образовательная программа
«Школа развития. Секреты художественного мастрества»
Год обучения: 1
Количество часов по плану:
1 – недельных, 28 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6 лет
Составитель: Филина Анна Александровна
Екатеринбург
2024 г.
Пояснительная записка
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножить, не разрушая. Творчество человека не мыслимо вне общества,
поэтому
все
созданное
творцом
всегда
было
и
будет
неповторимым,
оригинальным и ценным. Ручной художественный труд в дошкольном детстве
является прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса,
творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа
данной программы.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к
программе Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» (УМК
«Школа России»).
Цель программы
-основная цель курса - заложить основы для понимания различных
конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций
при изготовлении того или иного изделия.
Задачи программы
1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой
деятельности
человека,
обустраивающего
свою
жизнь
по
законам
целесообразности, гармонии, красоты и разумного порядка.
2.
Содействовать
формированию
эстетического
художественному труду как проявлению жизни человека
отношения
во
всем
к
его
многообразии.
3.
Расширять представление о видах художественно - творческой
деятельности человека, знакомить с трудом взрослых.
4.
Развивать
эстетическое
восприятие,
творческое
воображение,
художественные способности.
5. Содействовать освоению художественных технологий и развитию ручной
умелости.
6. Создать условия для роста каждого ребенка.
7. Подготовка
детей
к
самостоятельному
выполнению
действий
в
определенном порядке; - обучение умениям целенаправленно рассматривать
предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное,
делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит
расположение
других
частей;
делить
части
на
составляющие
детали;
анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
8. Ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и
способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными
инструментами; - воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления довести
начатое дело до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение
к работе; воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость
совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе,
окружающим предметам как результату труда других людей; - привитие навыка
культуры труда.
Режим занятий
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год (по 1 занятию в неделю
продолжительностью 30 минут).
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная
деятельность
ребенка,
направленная
на
создание
конкретного
продукта,
гармонично сочетающего два признака - пользу и красоту. Ребенок стремится к
активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а
способствовать его дальнейшему творческому развитию,
чем
полнее
и
разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и
отвечает
его
природе,
тем
успешнее
идет
его
развитие,
реализуются
потенциальные возможности и первые творческие проявления. У ребенка
появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей
предпосылкой для последующей трудовой деятельности.
Цель занятий художественным трудом: направленное и последовательное
воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному
росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру
средствами практической деятельности.
Начиная работу по обучению дошкольников созданию поделок из разных
материалов, особое внимание следует обратить на знакомство с материалом, на
исследование его свойств и качеств. Обучение техническим приемам идет
параллельно с развитием творчества детей. Желание порадовать близких людей
своими поделками положительно влияет на эмоции детей, которые в свою
очередь помогают преодолевать возникающие трудности при самостоятельной
деятельности.
Этапы работы:
1. Знакомство и исследование материала.
2. Обучение приемам изготовления.
3. Изготовление поделок.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядный (показ, пример, помощь).
2. Информационно- рецептивный (рассматривание образцов, иллюстраций,
картин, обследование предметов и материалов и экспериментирование с ними)
3. Проектно-конструкторский
-разработка проектов, создание моделей,
конструкций, мобилей.
4. Метод игры(дидактические, подвижные, пальчиковые, словесные, игры-
путешествия)
5. Репродуктивный метод (закрепление умений и навыков детей путем
повтора)
6. Эвристический метод( самостоятельное изготовление поделок, украшение
их)
7. Словесный
(объяснение,
описание,
поощрение,
использование
художественного слова)
8. Практические(самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Ожидаемые результаты:
- самостоятельное нахождение способов создания образа, нахождение
оригинальных способов для создания новых комбинаций на основе ранее
освоенных образов;
-активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической
деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-освоение художественных технологий и развитие ручной умелости;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности;
-представление о видах художественно - творческой деятельности человека;
-формирование эстетического отношения к художественному труду как
проявлению жизни человека во всем его многообразии.
Практическая направленность детских работ: экспонаты для выставок,
атрибуты к сюжетно – ролевым играм, подарки и сувениры для родителей и
друзей.
Годовое
тематическое
планирование
«Секреты
художественного
мастерства»
№
Тема занятия
Дата
1
«Волшебные листочки»
2.10
2
«В лесу»
9.10
3
«Зайчата»
16.10
4
«Одуванчик»
23.10
5
«Собаки на площадке»
30.10
6
«Шарики –кружочки»
6.11
7
«Превращение гусеницы»
13.11
8
«Весёлые буквы»
20.11
9
«Весёлые буквы»
27.11
10
«Рыбки»
4.12
11
«Птичий двор»
11.12
12
«Кораблик»
18.12
13
«Цыплята»
25.12
14
«Ёжики на поляне»
15.01
15
«Черепахи»
22.01
16
«Море и его обитатели»
29.01
17
«Волшебный луг»
5.02
18
«Рыбка и бабочка. Техника оригами»
12.02
19
«Куклы-мартинички»
19.02
20
«Водоём и его обитатели»
26.02
21
«Подвеска « шар»
5.03
22
«Подвеска «Цветок»
12.03
23
«Красивый букет»
19.03
24
«Ваза с цветами»
26.03
25
«Волшебство из ласкуточков»
2.04
26
«Путешествие в космос»
9.04
27
«Котик на охоте»
16.04
28
«Веселое оригами»
23.04