ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024
Дополнительная платная образовательная программа
«За страницами учебника химии»
Год обучения: 1
Количество часов по плану:
2 – недельных, 70 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 16-17 лет.
Составитель: Амурская Наталья Клавдиевна
Екатеринбург
2024 г.
Пояснительная записка
Программа «За страницами учебника химии» для 11 классов – реализация социального запроса участников
образовательного процесса по обеспечению профильной подготовки старшеклассников в области химии, интересующихся
химией или связывающих свою дальнейшую профессию с этой наукой. Введение данного курса предусматривает расширение
базового курса по всем разделам химии, в том числе и увеличение практической и расчётной составляющих учебного процесса
обучения химии. Содержание спецкурса сопряжено с основным курсом химии, изучается параллельно ему. Это даёт возможность
увязывать учебный материал курса с основной программой по химии. Программа курса служит для углубления и расширения
знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, неорганической и общей химии, для общего
развития учеников. Так, раздел общей химии, изучаемый на заключительном этапе школьного образования, дает возможность не
только обобщить на новом витке спирали знания учащихся по неорганической и органической химии на основе общих понятий,
законов и теорий химии, но и сформировать единую химическую картину мира, как неотъемлемую часть естественнонаучной
картины мира, обеспечить преемственность между основной и старшей ступенями.
Введенный в курс химический практикум (3 практических работы) даёт возможность формировать у учащихся специальные
предметные умения при работе с химическими веществами, выполнении сложных химических опытов, а также учить школьников
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы служат
средством не только закрепления умений и навыков, но и контроля за качеством их сформированности.
Нельзя не учитывать того обстоятельства, что большинству выпускников группы обучающихся, выбравших данный курс,
предстоит успешно выдержать единый государственный экзамен по химии и поступать в вузы, где химия является
профилирующим предметом и где необходима добротная школьная подготовка по химии. Содержание данной программы
способствует решению данной задачи, и представляет из себя курс на основе квантово-механических, структурных,
термодинамических и кинетических представлений современной химической науки, адаптированный под среднюю школу.
Программа направлена на достижение следующих целей:
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины
мира;
Овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты;
проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать её
достоверность; ориентироваться и принимать решение в проблемных ситуациях;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и её
вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной
химии;
Воспитание убеждённости в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства
ответственности за применение полученных знаний и умений;
Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
решения практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией;
Задачи программы:
Сохранение целостности и системности курса химии в школе;
Повышение качества обучения вследствие сочетания традиционных проверенных временем приёмов и методов обучения с
новыми технологиями.
Развитие познавательных навыков учащихся;
Развитие индивидуальных способностей учащихся, способствующих профессиональному самоопределению учащихся;
Обеспечение интеграции химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, МХК, т.е. средствами
учебного предмета сформировать понимание у старшеклассников места науки в общей культуре.
Расписание платных занятий:
Платные занятия в 11 классе проводятся в количестве 2 часа в неделю по вторникам в 14. 00 – 15. 30.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа
Сокращения: КР – контрольные работы, ПР – практические работы, Р - резерв.
Класс
11 класс
Количество часов за год (в
Часы, отведённые программой для контроля и
неделю)
резерва
70 часов (2 часа в неделю)
КР – 2 ч, ПР – 4 ч, Р - 8
Содержание учебного материала:
Курс включает в себя все разделы химии - органическую, неорганическую и общую химию, а также элементы физической,
коллоидной химии и химической кинетики. Материал рассматривается с учетом знаний, полученных учащимися на уроках.
Большая часть курса посвящена окислительно – восстановительным возможностям неорганических веществ с опорой на
эксперимент. Уравнения составляются методом, не изучающимся в школе – методом электронно-ионного баланса (методом
полуреакций). В темах 1 и 4 большое внимание уделяется строению и классификации химических соединений, в том числе
комплексных соединений, на изучение которых в школьном курсе времени не выделено. Теоретическую основу тем 1 и 4
составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом
материале химии классов неорганических соединений, которые рассматриваются во взаимосвязи с другими веществами. Такое
построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению неорганической и общей химии.
Данный курс своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком
уровне общеобразовательной школы. Ведущая идея курса - единство неорганической и органической химии на основе общности
их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и
закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести
учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей
связи явлений.
В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять
роль и место химии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические
операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Программа реализуется при использовании различных современных педагогических технологий, включая проблемнодиалоговое обучение, ИКТ, модульное обучение, групповые формы работы. Формы уроков: лекции, семинары - практикумы,
коллективные формы обучения, метод проектов.
Формы контроля: решение расчетных задач, тестирование, защита мини- проектов, зачёт.
Результаты обучения
По окончании спецкурса обучающиеся должны уметь:
- устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических и неорганических веществ;
- составлять уравнения реакций разных типов с участием органических и неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
- решать усложнённые задачи, в том числе на выведение формул органических соединений по продуктам сгорания и по массовым
долям элементов в веществе;
-владеть механизмами составления уравнений ОВР методом электронного и электронно-ионного баланса, РИО;
-уметь осуществлять прогноз валентных возможностей атомов и выбор возможных реагентов из массива заданных веществ.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с
поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять характерные признаки понятий и
устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые) модели, преобразовывать модельные
представления – химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции – при решении
учебных познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для выявления характерных
признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в
качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов, совершенствовать умения
наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература химического содержания,
справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически
оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения
учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и
другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией: применять межпредметные
(физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои
предложения относительно выполнения предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных самостоятельно или совместно со
сверстниками при выполнении химического эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ,
реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых исследований путём согласования позиций в
ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность, определяя её цели и задачи,
контролировать и по мере необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и
исследовательских задач, выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о веществах и
химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и самооценки.
Материально –техническое обеспечение процесса:
Наборы реактивов и оборудования (органические и неорганические вещества), химическая посуда для экспериментов, Цифровая
лаборатория по химии «Научные развлечения», компьютер, проектор, интерактивная доска и оборудование для доступа в
интернет.
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
занятия
1-16
1
2
3
4
5
6
7
8
Сроки
прохожде
ния. темы
Тема 1. «Современные представления о строении атома» (18 уроков).
Резерв. Введение. Цели и задачи курса. Требования к оформлению проектной работы.
Резерв. Входной контроль
Современная планетарная модель строения атома. Модель Резерфорда – Бора. Состав атома. Состояние
10.09
электронов в атоме.
Физический смысл квантовых чисел (главное орбитальное, магнитное, спиновое квантовые числа). Понятие
об атомной орбитали.
17.09
Формирование уровней и подуровней в атоме водорода. Многоэлектронные атомы: объяснение их строения с
помощью водородоподобной модели
Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда.
24.09
Принцип наименьшей энергии в заполнении электронных оболочек атомов.
Структура Периодической системы химических элементов. Определение строения атомов по их координатам
3.09.
9
10
1.10
11
8.10
12
13
14
15
16
17
18
19-48
19
20
Раздел, тема
15.10
22.10
29.10
5.11
5.11
Магнитные и энергетические свойства атомов. Виды периодичности свойств химических элементов
Химическая связь. Единая природа химической связи. Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной
связи. Метод валентных связей
Предсказание геометрии частиц и типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для соединений
s- и р-элементов состава АВх. Повторение: типы гибридизации.
Определение типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для частиц (молекул, ионов) с
кратными связями.
Предсказание геометрической формы частиц с неподелёнными парами электронов
Полярность связи. Дипольный момент связи и дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная
связь
Защита проектов по теме «Современные представления о строении атома».
Защита проектов «Влияние геометрии молекул на свойства вещества»
Осенний интенсив: Решение усложнённых расчётных задач разных типов (задачи на порции, смеси и
частичное прохождение реакции)
Тема 2. «Закономерности протекания химических реакций. Химическая кинетика» (30 уроков)
Основные определения. Макро- и микросостояние, система и внешняя среда, классификация систем,
параметры системы, тепловой эффект и энтальпия химических реакций
Закон Гесса и определение теплового эффекта химических реакций
Количе
ство
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
21
12.11
22
23
19.11
24
25
26
26.11
27,28
29,30
3.12
10.12
31,32
17.12
33,34
24.12
35
14.01
36
37
21.01
38
39
40
41
28.01
4.02
42
43
44
11.02
45
18.02
46
47
25.02
Второй закон термодинамики и понятие об энтропии. Энтропия как «приведенная теплота» и как способ
выражения термодинамической вероятности.
Направление самопроизвольных процессов в изолированных системах. Энергия Гиббса и направление
реакций в закрытых системах.
Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия. Константы химического
равновесия для гомогенных и гетерогенных реакций. Вывод зависимости константы равновесия суммарной
реакции от констант равновесия последовательных процессов.
Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна)
Окислительно – восстановительные реакции в растворах. Типичные окислители и восстановители.
Составление уравнений ОВР и подбор коэффициентов методом электронно-ионного баланса (метод
полуреакций).
Резерв. Семинар «Метод электронно-ионного баланса при составлении уравнений ОВР в различных средах».
Практическая работа № 1 «Окислительно-восстановительные возможности соединений марганца в водных
растворах. Метод полуреакций». Повторение: реакции ионного обмена в водных растворах электролитов.
Практическая работа № 2 «Окислительно-восстановительные возможности соединений хрома в водных
растворах. Хроматы и дихроматы. Метод полуреакций».
Практическая работа № 3 «Окислительно-восстановительные возможности перекисных соединений в водных
растворах в разных средах».
Семинар - практикум «Окислительно-восстановительные возможности галогенов в кислой и щелочной
средах. Метод полуреакций и электронного баланса».
Окислительно-восстановительные возможности соединений галогенов в водных растворах.
Галогеносодержащие кислоты и их соли.
Семинар - практикум «Окислительно-восстановительные возможности фосфора в кислой и щелочной средах.
Аллотропия фосфора».
Окислительно-восстановительные возможности соединений фосфора в водных растворах.
Фосфорсодержащие кислоты и их соли.
Окислительно-восстановительные возможности соединений азота (III) в кислой и щелочной средах.
Окислительно-восстановительные возможности соединений азота (V) в кислой и щелочной средах.
Окислительно-восстановительные возможности соединений углерода в органической и неорганической
химии в разных средах.
Химические свойства соединений кремния в разных средах. Особенности кремниевой кислоты и её солей
Понятие о стандартном потенциале. Закон эквивалентов применительно к ОВР
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности протекания химических реакций. Химическая
кинетика». Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа № 1 (итоговый контроль) по теме: «Закономерности протекания химических реакций.
Важнейшие окислители и восстановители. Химическая кинетика».
Решение расчётных задач разных типов повышенной сложности с участием уравнений ОВР
Подведение итогов и коррекция результатов контрольной работы. Обзор свойств неметаллов. Окислительно-
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
48
49-64
49
50
51
52
53
54
55,56
восстановительные свойства типичных неметаллов. Реакции конпропорционирования и
диспропорционирования.
Электролиз как окислительно – восстановительный процесс. Закон Фарадея.
Тема 3 «Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований» (16 часов).
Основные понятия коллоидной химии. Дисперсные системы (взвеси, коллоидные и истинные растворы).
4.03
Способы выражения концентрации раствора. Политерма растворимости. Работа с кривыми растворимости
Классификация растворов. Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы.
Зависимость растворимости от температуры. Энергетика образования растворов.
11.03
18.03
25.03
57
1.04
58
59
8.04
60
61
15.04
62
63
22.04
64
65-70
65
29.04
66
67
68
69,79
6.05
13.05
Правила Бертолле для реакций в водных растворах. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон
разбавления Оствальда.
Решение задач по закону разбавления Оствальда
Протонная теория кислот и оснований. Основные определения. Протонные растворители и их автопротолиз.
Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. Сильные кислоты и сильные основания.
Весенний нтенсив. Реакции с участием сильных и слабых кислот, оснований, амфолитов, кислых и средних
солей.
Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Константы кислотности и
основности. Определение рН среды водных растворов солей, кислот и оснований.
Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений
Обратимый гидролиз солей. Смещение равновесия протолиза (действие температуры, концентрации,
одноименных ионов).
Необратимый совместный гидролиз. Степень протолиза и кислотность среды.
Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов. Произведение
растворимости.
Условия выпадения и растворения осадков. Сдвиг гетерогенных равновесий в насыщенных растворах
малорастворимых электролитов
Резерв. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и
оснований». Подготовка к контрольной работе.
Резерв. Контрольная работа № 2 (итоговый контроль) по теме: «Общие свойства растворов. Протонная теория
кислот и оснований».
Тема 4 «Комплексные соединения» (4 часа + 2 резерв).
Основные понятия координационной теории (комплексообразователь, лиганды, координационное число,
дентатность лиганда). Типы комплексных соединений. Номенклатура комплексных соединений.
Поведение комплексных соединений в растворах. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион
координационной сферы.
Константы устойчивости (образования) и нестойкости. Получение и разрушение комплексных соединений
Практическая работа № 4 «Получение и разрушение комплексных соединений».
Резерв. Подведение итогов курса. Защита итоговых проектов «Химия в быту»
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2