ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024
Дополнительная платная образовательная программа
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ»
Год обучения: 1
Количество часов по плану:
2 – недельных, 72 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 15-16 лет.
Составитель: Якимова Анастасия Александровна
Екатеринбург
2024 г.
Пояснительная записка
Данная программа предназначен для учащихся 9-х классов, относится к
предметной
области
«Обществознание».
В
содержание
социально-гуманитарного
образования входит с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых
умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных), а
также типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой). С другой
стороны, в содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир
социологии, политики, права, психологии, философии, т. е дает возможность учащимся
окунуться в мир тех предметов, которые будут изучаться в данном профиле на
старшей ступени обучения. И главное на данном этапе - не «давать знания», а вести
обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или
проблемам, обращаясь непосредственно к их «Я» и опираясь на имеющийся у них
жизненный опыт и «картину мира». При гуманитарном подходе к образованию, таким
образом,
главным
признается
не
набор
информации,
усвоенный
учащимися
на
репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над
знанием отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»),
связи понимаемого с собственным личным опытом. Обучающиеся, как главные участники
процесса обучения, должны решать свои собственные проблемы, осваивая при этом новые
методы и средства деятельности. Таким образом, обучение сочетается с творческим
решением проблем - познавательных, практических и пр. Кроме этого, учащиеся
развивают умение спорить, оценивать собственные социальные возможности, навык
самоорганизации,
готовность
самостоятельно
разрешать
личные
проблемы,
реализовывать свои жизненные планы.
Цель программы «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ»
✓
дать учащимся представление о социальной действительности в быстро
меняющемся мире, выработать способность
самостоятельно ориентироваться в нем,
находить свое место в жизни.
Актуальность и новизна курса.
Актуальность программы определяется проблемами, которые ставятся для
размышления и позволяющие в процессе освоения курса ответить на неизвестные
вопросы,
а
собственной
также
жизни,
приобщить обучающихся
научить
их
приемам
к
социальному
самостоятельного
конструированию
ориентирования
в
социальном мире. Кроме того, каждый из участников учебного процесса должен
понять, что ответственность за собственную жизнь несет, прежде всего, сам человек и
сделать ее полноценной и счастливой может только он сам, приобретя необходимые
для этого знания, в области права, политики, философии, социологии, культуры и
другие. Немаловажным является и то, что программа выстроена как межпредметная
интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, через опыт и
сотрудничество учитель-ученик, а также учитывая индивидуальные особенности и
потребности обучающихся. Программа выстраивается как система интерактивных форм
деятельности (деловые и ролевые игры, тренинги, метод проектов и исследования и
др.). Стимулирует познавательную активность обучающихся и позволянт им работать
самостоятельно с различными источниками информации. При этом главная функция
учителя - фасилитация - лидерство,
основанное
на
совместной
деятельности,
направленная на достижение общей образовательной цели. Из единственного источника
знаний в традиционном обучении учитель – фасилитатор, превращается в «проводника»
в мир знаний: эксперта и консультанта - при изучении теоретического материала и
выполнении
самостоятельных
заданий,
ведущего -
в
деловой
игре
и
тренинге,
координатора и консультанта - при выполнении учебного проекта.
Учебные задачи программы:
✓
сформировать у обучающихся необходимые компетенции для жизни в
современном обществе;
✓
научить определять основания и способы своих и чужих действий, быть
готовым видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, « встать
на их место».
✓
способствовать развитию межпредметных умений:
1) Рефлексивных:
•
соотносить предметы познания со своим жизненным опытом;
•
определять способ видения мира другими людьми;
•
уметь находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям:
•
анализировать, сопоставлять отдельные факты;
•
самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;
•
строить предложения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы,
если бы…», «Что может быть, если…» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку
зрения;
•
ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на
поставленный вопрос, планировать свои исследования;
2) Логических:
•
сопоставлять,
сравнивать
по
различным
основаниям;
классифицировать,
оценивать;
•
формулировать определения;
•
схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д;
3) Текстовых:
•
уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы
устной речи;
•
при
письменном
изложении
материала
на
заданную
тему -
раскрывать
взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной проблемы, делать
обобщения и выводы.
4) Коммуникативных:
•
объяснять свои действия, решения, выбор;
•
определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргументацию;
•
ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;
•
вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
Планируемые предметные умения:
✓ знать и использовать
основные необходимые обществоведческие научные
понятия и термины;
✓ называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
✓ сравнивать изученные социальные явления и объекты, т.е. выявлять их отличия
и сходства;
✓ приводить
собственные
примеры,
т.е.
пояснять
изученные
теоретические
положения на соответствующих фактах;
✓ самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы,
делать
соответствующие
обобщения
и
предположения,
выдвигать
гипотезы
и
аргументировать их;
✓ уметь изложить основной фактический материал по каждому из вопросов, а также
аргументацию имеющихся в науке точек зрения.
Содержание программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ
В ПРАКТИКЕ» составлена для обучения в 9 классе и состоит из четырех модулей и
рассчитана на 54 часа:
1 модуль « Я среди людей»- помогает ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Кто
меня окружает? Что меня интересует?
2 модуль - « Моя жизнь как арена для творчества»- основной рассматриваемый
вопрос: Выгодно ли быть образованным? Как построить свою дальнейшую жизнь?
3 модуль « Этот пестрый мир политики» - кратко ориентирует учащихся в
политической жизни страны;
4 модуль - « В гостях у Фемиды »- этот модуль дает возможность ознакомиться
с юридическими вопросами, научиться защищать свои права и законные интересы;
Календарно-тематическое планирование:
Модуль №1 « Я среди людей»(13 ч.)
1. Социальный статус и социальная роль –
практическое занятие.
2. Цель, смысл и ценности моей жизни – урок
размышление.
3. Мой окружающий мир: родители, друзья,
одноклассники – урок размышление.
4. Мой внутренний мир и поиск себя –
практическое занятие.
5. Мой темперамент и характер –
практический самоанализ.
6. Возрастные психические процессы. Их
стадии – урок практикум.
7. Мои ценностные ориентиры. Семья – как
первоисточник ценностей – урок
размышление.
8. Свои и чужие мечты. Как не перепутать
мечту – защита проектов.
9. Я учусь общаться. Пути выхода из
конфликтных ситуаций.
2ч
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
Модуль № 2 « Моя жизнь как арена для творчества»
(9 ч.)
1. Твоя учеба и образование – анкетирование.
1ч
2. Секрет моего жизненного успеха – урок
2ч
защита проекта.
3. Общество «творит» меня или я создаю
общество? – урок размышление.
4. Школа дает путевку в жизнь или
навязывает жизненные ориентиры?
(практическое занятие).
5. Сопоставление своих возможностей и
желаний в выборе будущей профессии.
6. Могу ли быть я конструктором
собственной жизни?
7. Творчество как способ не только
самовыражения, но и способ найти себя –
урок размышление с элементами практики.
Модуль №3 «В гостях у Фемиды»(13 ч.)
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
2ч.
1. Вводное занятие « Введение в
избирательное право».
2. Право - регулятор общественных
отношений - деловая игра «Право выбора».
3. Правовая культура человека – мозговой
штурм.
4. Единство прав и обязанностей:
➢ Имею право и обязан «В семье и
школе" урок практикум.
➢ Имею право и обязан «В
общественном транспорте и
магазине». Урок практикум.
5. Правовая культура личности.
6. Права человека: твои и мои – турнир
знатоков.
7. На заре демократии. Избирательное право в
России
8. Избирательный процесс в новой России
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
Модуль №4 «Этот пестрый мир политики»(12 ч)
1. Мое отношение к политике – обсуждение
анкетирования.
2. . Выборы и референдум как выражение
власти народа.
3. Кого мы выбираем (работа с документами).
4. а) Избирательные системы в мире.
б) Избирательные комиссии.
в) Общественные объединения,
политические партии в избирательном
процессе.
г) Избирательные технологии. СМИ в
условиях выборных кампаний. Деловая игра
« Избирательная компания».
5. Политические лидеры в современном
обществе (работа с документами).
Итоговое занятие (защита рефератов и
проектных работ).
Резерв
1ч.
2ч.
2ч.
5ч.
2ч.
2ч.
3ч.