Дополнительная платная программа Обществознание теория в практике

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024

Дополнительная платная образовательная программа
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ»

Год обучения: 1
Количество часов по плану:
2 – недельных, 72 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 15-16 лет.
Составитель: Якимова Анастасия Александровна

Екатеринбург
2024 г.

Пояснительная записка
Данная программа предназначен для учащихся 9-х классов, относится к
предметной

области

«Обществознание».

В

содержание

социально-гуманитарного

образования входит с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых
умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных), а
также типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой). С другой
стороны, в содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир
социологии, политики, права, психологии, философии, т. е дает возможность учащимся
окунуться в мир тех предметов, которые будут изучаться в данном профиле на
старшей ступени обучения. И главное на данном этапе - не «давать знания», а вести
обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или
проблемам, обращаясь непосредственно к их «Я» и опираясь на имеющийся у них
жизненный опыт и «картину мира». При гуманитарном подходе к образованию, таким
образом,

главным

признается

не

набор

информации,

усвоенный

учащимися

на

репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над
знанием отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»),
связи понимаемого с собственным личным опытом. Обучающиеся, как главные участники
процесса обучения, должны решать свои собственные проблемы, осваивая при этом новые
методы и средства деятельности. Таким образом, обучение сочетается с творческим
решением проблем - познавательных, практических и пр. Кроме этого, учащиеся
развивают умение спорить, оценивать собственные социальные возможности, навык
самоорганизации,

готовность

самостоятельно

разрешать

личные

проблемы,

реализовывать свои жизненные планы.
Цель программы «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ»
✓

дать учащимся представление о социальной действительности в быстро

меняющемся мире, выработать способность

самостоятельно ориентироваться в нем,

находить свое место в жизни.
Актуальность и новизна курса.
Актуальность программы определяется проблемами, которые ставятся для
размышления и позволяющие в процессе освоения курса ответить на неизвестные
вопросы,

а

собственной

также
жизни,

приобщить обучающихся
научить

их

приемам

к

социальному

самостоятельного

конструированию
ориентирования

в

социальном мире. Кроме того, каждый из участников учебного процесса должен
понять, что ответственность за собственную жизнь несет, прежде всего, сам человек и
сделать ее полноценной и счастливой может только он сам, приобретя необходимые
для этого знания, в области права, политики, философии, социологии, культуры и

другие. Немаловажным является и то, что программа выстроена как межпредметная
интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, через опыт и
сотрудничество учитель-ученик, а также учитывая индивидуальные особенности и
потребности обучающихся. Программа выстраивается как система интерактивных форм
деятельности (деловые и ролевые игры, тренинги, метод проектов и исследования и
др.). Стимулирует познавательную активность обучающихся и позволянт им работать
самостоятельно с различными источниками информации. При этом главная функция
учителя - фасилитация - лидерство,

основанное

на

совместной

деятельности,

направленная на достижение общей образовательной цели. Из единственного источника
знаний в традиционном обучении учитель – фасилитатор, превращается в «проводника»
в мир знаний: эксперта и консультанта - при изучении теоретического материала и
выполнении

самостоятельных

заданий,

ведущего -

в

деловой

игре

и

тренинге,

координатора и консультанта - при выполнении учебного проекта.
Учебные задачи программы:
✓

сформировать у обучающихся необходимые компетенции для жизни в

современном обществе;
✓

научить определять основания и способы своих и чужих действий, быть

готовым видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, « встать
на их место».
✓

способствовать развитию межпредметных умений:

1) Рефлексивных:
•

соотносить предметы познания со своим жизненным опытом;

•

определять способ видения мира другими людьми;

•

уметь находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям:

•

анализировать, сопоставлять отдельные факты;

•

самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;

•

строить предложения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы,

если бы…», «Что может быть, если…» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку
зрения;
•

ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на

поставленный вопрос, планировать свои исследования;
2) Логических:
•

сопоставлять,

сравнивать

по

различным

основаниям;

классифицировать,

оценивать;
•

формулировать определения;

•

схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д;

3) Текстовых:
•

уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы

устной речи;
•

при

письменном

изложении

материала

на

заданную

тему -

раскрывать

взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной проблемы, делать
обобщения и выводы.
4) Коммуникативных:
•

объяснять свои действия, решения, выбор;

•

определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргументацию;

•

ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;

•

вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.

Планируемые предметные умения:
✓ знать и использовать

основные необходимые обществоведческие научные

понятия и термины;
✓ называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
✓ сравнивать изученные социальные явления и объекты, т.е. выявлять их отличия
и сходства;
✓ приводить

собственные

примеры,

т.е.

пояснять

изученные

теоретические

положения на соответствующих фактах;
✓ самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы,
делать

соответствующие

обобщения

и

предположения,

выдвигать

гипотезы

и

аргументировать их;
✓ уметь изложить основной фактический материал по каждому из вопросов, а также
аргументацию имеющихся в науке точек зрения.
Содержание программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ
В ПРАКТИКЕ» составлена для обучения в 9 классе и состоит из четырех модулей и
рассчитана на 54 часа:
1 модуль « Я среди людей»- помогает ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Кто
меня окружает? Что меня интересует?
2 модуль - « Моя жизнь как арена для творчества»- основной рассматриваемый
вопрос: Выгодно ли быть образованным? Как построить свою дальнейшую жизнь?
3 модуль « Этот пестрый мир политики» - кратко ориентирует учащихся в
политической жизни страны;
4 модуль - « В гостях у Фемиды »- этот модуль дает возможность ознакомиться
с юридическими вопросами, научиться защищать свои права и законные интересы;

Календарно-тематическое планирование:
Модуль №1 « Я среди людей»(13 ч.)
1. Социальный статус и социальная роль –
практическое занятие.
2. Цель, смысл и ценности моей жизни – урок
размышление.
3. Мой окружающий мир: родители, друзья,
одноклассники – урок размышление.
4. Мой внутренний мир и поиск себя –
практическое занятие.
5. Мой темперамент и характер –
практический самоанализ.
6. Возрастные психические процессы. Их
стадии – урок практикум.
7. Мои ценностные ориентиры. Семья – как
первоисточник ценностей – урок
размышление.
8. Свои и чужие мечты. Как не перепутать
мечту – защита проектов.
9. Я учусь общаться. Пути выхода из
конфликтных ситуаций.

2ч
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.

Модуль № 2 « Моя жизнь как арена для творчества»
(9 ч.)
1. Твоя учеба и образование – анкетирование.
1ч
2. Секрет моего жизненного успеха – урок
2ч
защита проекта.
3. Общество «творит» меня или я создаю
общество? – урок размышление.
4. Школа дает путевку в жизнь или
навязывает жизненные ориентиры?
(практическое занятие).
5. Сопоставление своих возможностей и
желаний в выборе будущей профессии.
6. Могу ли быть я конструктором
собственной жизни?
7. Творчество как способ не только
самовыражения, но и способ найти себя –
урок размышление с элементами практики.

Модуль №3 «В гостях у Фемиды»(13 ч.)

1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
2ч.

1. Вводное занятие « Введение в
избирательное право».
2. Право - регулятор общественных
отношений - деловая игра «Право выбора».
3. Правовая культура человека – мозговой
штурм.
4. Единство прав и обязанностей:
➢ Имею право и обязан «В семье и
школе" урок практикум.
➢ Имею право и обязан «В
общественном транспорте и
магазине». Урок практикум.
5. Правовая культура личности.
6. Права человека: твои и мои – турнир
знатоков.
7. На заре демократии. Избирательное право в
России
8. Избирательный процесс в новой России

1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.

Модуль №4 «Этот пестрый мир политики»(12 ч)
1. Мое отношение к политике – обсуждение
анкетирования.
2. . Выборы и референдум как выражение
власти народа.
3. Кого мы выбираем (работа с документами).
4. а) Избирательные системы в мире.
б) Избирательные комиссии.
в) Общественные объединения,
политические партии в избирательном
процессе.
г) Избирательные технологии. СМИ в
условиях выборных кампаний. Деловая игра
« Избирательная компания».
5. Политические лидеры в современном
обществе (работа с документами).
Итоговое занятие (защита рефератов и
проектных работ).
Резерв

1ч.
2ч.
2ч.
5ч.

2ч.
2ч.
3ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».