Дополнительная платная программа послушная кисточка.1 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024

Дополнительная платная образовательная программа
«Послушная кисточка»

Год обучения: 1
Количество часов по плану:
1 – недельных, 33 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Составитель: Козырина Анна Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

67

Учебный план

70

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

70
70

Содержание программы

71

Методическое обеспечение программы

77

Методы и формы обучения

79

Список литературы

81

Пояснительная записка

Занятость учащихся во внеурочное время содействует развитию самодисциплины, организованности и
формированию навыков содержательного проведения досуга. Массовое участие детей в досуговых программах
способствует сплочению коллектива и установлению благоприятного социально-психологического климата в
нем.
Изобразительное искусство оказывает существенное воздействие на ребенка, которое формирует
потребность к творческой деятельности и саморазвитию, пробуждает желание создавать что-то новое.
Программа позволяет компенсировать недостатки творческих уроков, проводимых общеобразовательной
школой, поскольку изучаются дополнительные разделы.
Развитие зрительной памяти, изучение выразительных средств изображения, осваивание навыков
живописи, расширение кругозора − это основные виды деятельности, которые будут сопровождать учеников на
протяжении всего учебного периода.
Программа разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений
дополнительного образования, и на основании примерной программы системы дополнительного образования
учащихся по направлению «Изобразительного искусство». При составлении данной программы использованы
результаты научных исследований в области изобразительного искусства.
Программа определяет нормативные требования, порядок приема, условия зачисления, и комплектования
учебных групп.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в
художественном развитии с упором на практические навыки, также обеспечивается воспитание чувства
прекрасного, что неразрывно связано с нравственным и психическим восприятием детей.
Программа направлена на гармоничное развитие творческих способностей и предусматривает изучение
основ изобразительной деятельности, что будет полезно и доступно каждому ребенку.

Цель программы − обеспечение всестороннего творческого развития и усвоение базовых навыков
изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1) изучить теоретические основы и практические навыки изобразительной деятельности, декоративного
искусства и скульптуры;
2) развить художественный и эстетический вкус, творческое мышление;
3) осуществить знакомство с традиционным искусством и мировой художественной культурой.
Программа включает пять основных разделов, которые направлены на изучение теоретических основ и
практических упражнений для закрепления материала. Индивидуальные упражнения дают необходимые знания,
развивают визуально-образное мышление и творческий потенциал, групповые занятия в непринужденной
обстановке способствуют сплочению коллектива и повышению психологической раскованности и
коммуникативных способностей.
Требования к уровню выполнения поставленных задач:
К концу года ученик должен различать цветовой круг, определять понятия симметрии и перспективы,
уметь работать с бумагой.
Учебные занятия проводятся в форме по общепринятой схеме согласно расписанию, составленному с
учетом расписания учебных занятий.
Сравнение результатов происходит каждые полгода по нескольким показателям, включающие наглядное
оценивание работ, конкурс-выставка между учащимися внутри группы, и устные опросы по программе.
Основными показателями работы изостудии являются: стабильность состава занимающихся, динамика
индивидуальных показателей учащихся, и результаты участия в творческих конкурсах и выставках.
Изостудия создана на базе МАОУ СОШ №105 г. Екатеринбурга (ул. Косарева, 9).
Программа разработана на детей 6-7 лет.
Период освоения программы - 1 год

По программе предусмотрено 33 часа. Занятия проходят 1 раза в неделю, длительность занятия для групп –
1 час.
Соотношение времени, отводимого на отдельные виды художественной деятельности, может несколько
изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств.
Набор детей по программе осуществляется добровольно. Состав группы постоянный. Для комфортной
психологической обстановки в каждой группе не более 15 учащихся.

Учебный план
Планирование и учет учебно-тренировочной работы
При составлении учебного плана реализуются принципы последовательности учебного процесса. Нагрузки
умеренно распределяются на весь учебный год. Постепенный переход от теоретических занятий к практике позволяет
более углубленно изучить тему, обилие практических заданий предоставляет возможность совершенствовать уже
приобретенные навыки.
На основе учебного плана и программы разработан поурочный план. В рабочем плане излагаются основные
задания, применяемые в уроке.

Учебно-тематический план.
№
п/п

Наименование разделов и тем
Основы цветоведения (17 часов)

1.
2.
3.

Три основных цвета
Цветовой круг
Цветовое пятно
Основы рисунка (16 часов)

4.
5.

Симметрия
Перспектива
Итого часов

Количество часов
из них
общее
теоретических
практических
Формы промежуточной аттестации
• Педагогическое наблюдение
5
1
4
4
2
2
8
1
7
Формы промежуточной аттестации
• Педагогическое наблюдение
7
1
6
9
2
7
33
6
27

Содержание программы
№
п/п

Раздел

Содержание

Формы организации

Основные виды деятельности

1.

Основы цветоведения

В разделе даются понятия цветоведения и
колористики. Происходит знакомство с
основными и составными цветами,
оттенками цветового круга.
Отрабатываются навыки смешивания
цветов в разных техниках.
Ученик научится:
1) соотносить восприятие цвета с
чувствами и эмоциями;
2) овладевать навыками работы с
материалами, исследовать возможности
этих материалов и экспериментировать с
ними.
В разделе дается понятие графики,
понятие жанров изобразительного
искусства. Изучаются основы построения
и передачи объема.
Ученик научится:
1) рассматривать красоту явлениях
природы и рассуждать об увиденном;
2) выявлять геометрическую форму
простого тела, сравнивать геометрические
формы и искать отличия;

Индивидуальная
Фронтальная

1) Рисование с натуры;
2) рисование по памяти;
3) рисование по представлению;
4) рисование на темы.

Индивидуальная
Фронтальная

1) Рисование с натуры;
2) рисование по памяти;
3) рисование по представлению;
4) рисование на темы.

1.1 Основные цвета
1.2 Цветовой круг
1.3 Цветовое пятно

2.

Основы рисунка
2.1 Симметрия
2.2 Перспектива

3) овладевать навыками работы
различными графическими средствами;
4) различать картины разных жанров и
рассуждать о них.
№
п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения
материала

Основа цветоведения (17 часов)
1.

Три основных цвета

Урок теории.
Три основных цвета в живописи - красный, синий и желтый.
Основные цвета в природе и окружающих предметах.
Задание: из предложенных изображений разложить цветовые
схемы красного, синего и желтого оттенков градиентом от
бледного к яркому, от светлого к темному
Урок практики.
Сочетание на одной картине трех основных цветов и их
оттенков.
Задание:
1) Рисунок «Грибы». Изображение пары разного размера
грибов (восковые мелки, акварель);
2) Рисунок «Полянка для осени». Изображение осенней
листвы (гуашь)
3) Рисунок «Домик для гномика» (гуашью на кленовом листе)
4) Рисунок «Компот на зиму» (печать половинками яблок,
гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) развитие умения видеть не только
красоту природы, но и красоту предметов,
вещей;
3) изучение основ колористики и
цветоведения;
4) умение определять, различать и сочетать
оттенки трех основных цветов.

2.

Цветовой круг

Урок теории.
Создание смешанных цветов из трех основных:
«зеленый» − синий и желтый
«оранжевый» − красный и желтый
«фиолетовый» − синий и красный
Смешанные цвета в природе и окружающих предметах.
Задание: просмотр изображений и поиск в них трех
смешанных цветов − зеленого, оранжевого и фиолетового.
Урок практики.
Смешение цветов на практике и создание трех новых цветов.
Задание: рисунок «Новогодние шары» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) развитие умения видеть не только
красоту природы, но и красоту предметов,
вещей;
3) изучение основ колористики и
цветоведения;
4) умение определять, различать и сочетать
оттенки цветового круга;
5) знать логику создания смешанных
цветов;
6) определять пары контрастных цветов.

Урок теории.
Контрастные цвета в цветовом круге. Дружественные и
родственные цвета в цветовом круге. Сочетание контрастных
цветов в природе и окружающих предметах.
Задание: создание собственного цветового круга (гуашь,
ножницы, клей)
Урок практики.
Сочетание на одной картине трех пар контрастных цветов и
их оттенков.
Задание: рисунок «Вид из окна». Изображение окна со
шторой с желто-фиолетовым узором и кошкой на
подоконнике (гуашь)
3.

Цветовое пятно

Урок теории.
Цветовое пятно или клякса, как часть художественного
замысла. Цветовой оттиск. Развитие фантазии и воображения.
Задание: просмотр изображений с кляксами и поиск в них
образов существующих в природе вещей, предметов, зданий,
животных и т.д.

1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
творческой деятельности;
3) умение применять воображение и
находить образы в неочевидных вещах;

Урок практики.
Создание цветового пятна фона.
Задание:
1) рисунок «Замок с привидениями» (гуашь);
2) рисунок «Зимний вечер в городе» (гуашь);
3) рисунок «Новогодняя елка» (гуашь);
4) рисунок «Мишки на севере»;
5) рисунок «Снеговик на сноуборде» (гуашь);
6) рисунок «Олимпийские кольца» (гуашь, восковые мелки);
7) рисунок «Весеннее дерево» (акварель, гуашь, ватные
палочки).

4) умение трансформировать часть
изображения в виде цветовых пятен в
четкое изображение.

Основы рисунка (16 часов)
4.

Симметрия

Урок теории.
Понятие «осевая симметрия». Осевая симметрия в природе.
Особенность симметрии в художественном искусстве.
Задание: симметрично дополнить второю половину
изображений (карандаш)
Урок практики.
Создание симметричных изображений на примере простых
геометрических фигур.
Задание:
1) рисунок «Дерево». Симметричный отпечаток (гуашь);
2) рисунок «Лиса в зимнем лесу» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) улучшение навыков работы с гуашью и
акварелью;
4) умение определять вид симметрии и
дополнять незаконченное «симметричное»
изображение

Урок практики.
Понятие «центральная симметрия». Центральная симметрия в
окружающей действительности.
Создание рисунка на основе центральной симметрии.
Задание:
Рисунок «Птицы зимой» (акварель, гуашь).

5.

Перспектива

Урок практики.
Понятие «зеркальная симметрия». Зеркальная симметрия,
которую можно наблюдать в живой и неживой природе.
Создание изображение по типу зеркальной симметрии.
Задание:
1) рисунок-поделка «Дерево года» (восковые мелки,
акварель, гуашь);
2) рисунок «Кексик» (гуашь)
3) рисунок «Отражение кораблика» (восковые мелки,
акварель).
Урок теории.
Понятие «прямая линейная перспектива», «горизонт»,
«пропорции». Особенности прямой линейной перспективы.
Ее значение и важность, и применение в изобразительном
искусстве.
Задание: выбрать из предложенных картин изображения с
прямой линейной перспективой
Урок практики.
Прямая линейная перспектива. Пропорции. Изображение
плоскостей.
Задание: рисунок «Одуванчики на лугу» (гуашь)
Урок практики.
Прямая линейная перспектива. Соблюдение пропорций

1) Самостоятельное решение проблем
творческого характера;
2) анализ результатов собственной
деятельности;
3) умение различать прямую линейную и
воздушную перспективу;
4) умение изображать окружающий мир по
правилам линейной и воздушной
перспективы;
5) умение работать с декоративными
элементами

объектов. Изображение окружающей среды по правилам
прямой линейной перспективы.
Задание: рисунок «Транспорт» (акварель, восковые мелки)
Урок практики.
Прямая линейная перспектива. Соблюдение пропорций
объектов. Изображение плоскостей.
Задание: рисунок-поделка «Скворечник». Упрощенное
построение прямоугольного домика с крышей по правилам
перспективы (цветная бумага, гуашь, клей, ножницы)
Урок теории.
Понятие «воздушная (тональная) перспектива». Особенности
воздушной перспективы. Ее значение и важность, и
применение в изобразительном искусстве.
Задание: выбрать из предложенных картин изображения с
воздушной перспективой
Урок практики.
Воздушная перспектива. Изображение окружающей среды по
правилам воздушной перспективы.
Задание: рисунок «Воздушные шары». Изображение трех
украшенных воздушных шаров в облаках с применением
правил воздушной перспективы и соблюдением пропорций
(акварель)

Урок практики.
Воздушная перспектива. Изображение окружающей среды по
правилам воздушной перспективы.
Задание: рисунок «Сосна на утесе». Изображение горного
утеса и сосны на нем с применением правил воздушной
перспективы (акварель, восковые мелки)
Урок практики.
Воздушная перспектива. Изображение окружающей среды по
правилам воздушной перспективы.
Задание: рисунок «Весенний пейзаж. Березы» (гуашь).
Урок практики.
Воздушная перспектива. Изображение окружающей среды по
правилам воздушной перспективы.
Задание: рисунок «Панда в зарослях бамбука» (гуашь).

Методическое обеспечение программы

№
п/п

Раздел

Приемы и методы
организации
образовательного процесса
(в рамках занятия)

Дидактический
материал

Формы
подведения итогов

Техническое
оснащение
занятия

1.

2.

Основы
цветоведения
Основы
рисунка

Объяснение
Практическое обучение
Наглядное восприятие
Объяснение
Практическое обучение
Наглядное восприятие

Презентации
Плакаты
Репродукции
Презентации
Плакаты
Репродукции

Начальный
контроль

Частичное оснащение

Текущий контроль
Частичное оснащение

Методы и формы обучения

Основной образовательного процесса является фронтальная форма организации занятия, которое
предусматривает определение задач для всей группы и формирует единый темп работы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предполагает, что каждый ученик получает задание
для самостоятельного выполнения, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и
возможностями.
При групповой форме организации работы учащиеся действуют в парах и выполняют работы в
соответствии с заданием.
Структура занятий включает в себя три основные части.
К подготовительной части занятия относится организация группы, повышение эмоционального настроя и
концентрации внимания. Продолжительность подготовительной части занимает 10-15% общего времени и
определяется содержанием занятия.
Основная часть занятия определяется изучением теоретической части и решением конкретных задач, при
которых формируются определенные навыки. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего
времени.
К заключительной части относится анализ выполненной работы и подведение итогов. На эту часть
отводится 5-10% общего времени.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод использования слова, с помощью которого объясняется терминология и элементарные основы,
описывается техника работы с материалами;
2. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы,
повышает интерес к занятиям.

3. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных
умений и навыков.
4. Метод игры обеспечивает положительный эмоциональный отклик и постоянную высокую
заинтересованность в выполнении заданий, помогает формированию психологической разгрузке.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того,
освоил ли учащийся за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная
отработка учащимися упражнений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести
соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в
регулярном посещении занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно
анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
Виды контроля обучения:
1) начальный;
2) текущий;
3) промежуточный.
К текущему контролю относится систематическая проверка знаний и умений на каждом занятии.
В виде промежуточного контроля учащиеся должны сдавать большую практическую работу, включающую
элементы, изученные в течение учебного года.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 5 февраля
2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. от 12.10.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2012.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №
1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам».
4. Баркан А. О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов. – М.: Этерна, 2014
5. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Издательский дом «Нева»; ОЛМА-ПРЕСС, 2002
6. Кол М.-Э., Гейнер С. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся. – Мн.: ООО
«Попурри», 2009
7. Кол М.-Э., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4 – 12 лет – Мн.: ООО «Попурри», 2009
8. Красный Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. – М.:
Дорога в мир, 2014
9. Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б., Терских Е. А. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка. –
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2011
10. Никодеми Б. Г. Школа рисунка / Пер. Г. Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
11. Чиварди
Д.
Техника
рисунка:
рисунка:
инструменты,
материалы,
методы / Пер. Л. Агаевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».