ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024
Дополнительная платная образовательная программа
«Школа развития. От слова к букве»
Год обучения: 1
Количество часов по плану:
1 – недельных, 28 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6 лет
Составитель: Филина Анна Александровна
Екатеринбург
2024 г.
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова) помогает практически
подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их
устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
Данная программа составлена для детей 5,5-7 лет для подготовки к школе.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
• Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки
детей к школе. В двух частях. Часть 1, 2 - М.: Просвещение, 2016.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к
школе детей 5-7 лет». - М. : Просвещение, 2015.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой
литературы.
Цель программы
- осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей
и
подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать
предлоги,
распространять
предложение,
пользоваться
конструкцией
сложного предложения.
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-
Воспитание
нравственных
качеств,
а
именно
терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим.
Режим занятий
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год (по 1 занятию в
неделю продолжительностью 30 минут).
Планируемые предметные результаты освоения курса
Предметные результаты
освоения программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования в области речевого развития:
• правильно произносить все звуки;
• отчетливо и ясно произносить слова;
• выделять из слов звуки;
• находить слова с определенным звуком;
• определять место звука в слове;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
• составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
• пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям.
Личностными результатами изучения курса «От слова к букве»
являются следующие умения и качества:
• умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно
относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
•
понимание
ценности
семьи,
чувства
уважения,
благодарности,
ответственности по отношению к своим близким;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
•
наличие
собственных
читательских
приоритетов
и
уважительное
отношение к предпочтениям других людей;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и
окружающих людей. Средством достижения этих результатов служат тексты
литературных произведений, вопросы и задания к ним.
Метапредметными результатами изучения курса «От слова к букве»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: самостоятельно или совместно с учителем
формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной
проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с
целью,
корректировать
свою
деятельность;
в
диалоге
с
учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим,
просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в
разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу); осуществлять анализ и синтез;
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить
рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат.
Коммуникативные
УУД:
оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической
и
диалогической
формами
речи,
высказывать
и
обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; задавать вопросы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного
стандарта начального общего образования второго поколения программа
формирования
универсальных
учебных
действий
является
основой
разработки рабочей программы предшкольной подготовки.
Содержание программы.
Развитие
и
совершенствование
устной
речи
–
31ч.
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь
ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные
названия качеств неодушевленных предметов - материал, форма, цвет,
размер - и одушевленных - человек: свойства характера, признаки
внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением,
уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на
обобщающие
слова,
стимулировать
их
правильное
употребление
в
собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном
учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор
точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и
употреблять их в собственной речи. Развивать у детей стабильное внимание
и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и
литературных произведений. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к
тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки
связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и
последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам учителя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной
ситуации. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие
сообщения. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному
творчеству,
поощрять
создание
рассказов,
сказок,
стихотворений.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих
и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных
навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а
также высказываться на близкие темы.
Развитие фонематического слуха- 121ч
Познакомить с терминами " слово" и "звук". Речевая гимнастика
(упражнения для дыхания, губ, языка); Учить правильному произношению и
сравнению звуков; Закреплять правильное произношение звуков: "с-сь", "ззь", "ц","ш", "ж", "ч", "щ", "р-рь", "л-ль","м-мь". "б-бь", "к-кь", "г-гь", "д-дь",
"т-ть" изолированно, в словах и во фразовой речи; Учить определять и
изолированно произносить 1-й звук в слове. Учить называть слова с
заданным звуком. Учит определять место заданного звука в слове( в начале, в
середине и в конце). Учить способам интонационного выделения звука в
слове. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и
называть заданные звуки. Работать по развитию интонационной стороны
речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое
дыхание. Учить говорить согласно нормам литературного произношения.
Подготовка к обучению чтению- 7ч
Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым
группам на материале алфавита. Познакомить с термином " слог", учить
делить слова на слоги. Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые
и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Укреплять и развивать
артикуляцию: обучать детей
четкому
произношению слов и фраз;
формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия,
интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию
интонационных средств. Познакомить с условным обозначением звуков:
гласные- красный кружок, твердые согласные- синий кружок, мягкие
согласные- зеленые кружок (моделирование); Познакомить с термином
"предложение". Учить читать слоги, слова, предложения, небольшие
стихотворные тексты. Обучать правильному литературному произношению,
орфоэпическим нормам литературного языка. Учить правильно пользоваться
терминами "звук", "слог", "буква", "слово", "предложение" соотносить звук и
букву.
Календарно-тематический план курса «От слова к букве»
№
Тема занятия
Дата
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Развитие связной речи. Рассказ по картинке.
Понятие предложения. Схема предложения.
Составление предложений по схеме.
Слог. Деление слов на слоги.
Ударение. Ударный и безударный слоги.
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
Понятие буквы и звука.
Гласные и согласные звуки.
Буква и звук а. Чтение слогов и слов.
Буква и звук о. Чтение слогов и слов.
Буква и звук у. Чтение слогов и слов.
Буква и звук и. Чтение слогов и слов.
Буква и звук э. Чтение слогов и слов.
Буква и звук ы. Чтение слогов и слов.
Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н,
н*. Чтение слогов и слов.
2.10
9.10
16.10
23.10
30.10
6.11
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12
15.01
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Буква р, звуки р, р*. Чтение слогов и слов.
Буква л, звуки л, л*. Чтение слогов и слов.
Буква м, звуки м, м*. Чтение слогов и слов.
Звонкие и глухие согласные. Буква п, звуки п,
п*. Чтение слогов и слов.
Буква б, звуки б, б*. Чтение слогов и слов.
Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов.
Буква д, звуки д, д*. Чтение слогов и слов.
Буква к, звуки к, к*. Чтение слогов и слов.
Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов.
Буква в, звуки в, в*. Чтение слогов и слов.
Буква ф, звуки ф, ф*. Чтение слогов и слов.
Буква з, звуки з, з*. Чтение слогов и слов.
Буква с, звуки с, с*. Чтение слогов и слов.
Буквы ж и ш, звуки ж, ш. Чтение слогов и слов.
22.01
29.01
5.01
12.02
19.02
26.02
5.03
12.03
19.03
26.03
2.04
9.04
16.04
23.04