Дополнительная платная программа. Школа развития детей 5-6 лет. Математические ступеньки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024

Дополнительная платная образовательная программа
«Школа развития. Математические ступеньки»

Год обучения: 1
Количество часов по плану:
1 – недельных, 28 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6 лет
Составитель: Филина Анна Александровна

Екатеринбург
2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая

программа

по

математике

для

дошкольников

(в

рамках

дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе)
разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка
детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки»,
утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

образования.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки
детей к
школе. - М.: Просвещение, 2013 г .
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». М.: Просвещение, 2013 г.
Цель программы
- целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей
у детей старшего дошкольного возраста средствами курса «Математические
ступеньки».
Задачи программы
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии).
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,
творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
6.

Выработка

умения

целенаправленно

владеть

волевыми

усилиями,

устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазами окружающих.

7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий.
Режим занятий
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год (по 1 занятию в неделю
продолжительностью 30 минут).
В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки детей к
школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития
ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с
использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же
важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического
развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у
детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и,
конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные
свойства

чисел

геометрических

натурального
фигур

в

ряда

и

окружающей

др.),

геометрическая

действительности,

(прообразы

форма,

размер,

расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур,
изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная
в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая
условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у
детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных
процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется
в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием,
направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их
представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном
сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод,
позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя
эксперимент,

наблюдения,

выполняя

действия

с

предметами,

моделями

геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое

внимание

уделяется

формированию

умений

общаться

с

преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,
пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и
методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не
круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный,
короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по
расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу,
вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по
материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности
чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и
последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на
каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни
рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование
одной фигуры в другую и др.;
—

памяти:

зрительные

и

слуховые

диктанты

с

использованием

арифметического и
геометрического материала;
—

мышления:

выделение

существенных

признаков,

выявление

закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза,
сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия
однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где
предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и
устно обозначать результат числом;
—

знать

название

основных

геометрических

фигур

(треугольник,

прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
—

проводить

простейшие

логические

рассуждения

и

простейшие

мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие,
проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные
закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Дошкольники должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры
большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные
и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы.
Личностными

результатами

предшкольной

подготовки

является

формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие
для

всех

правила

поведения

(этические

нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке

учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
-понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
-выражать

свои

эмоции,

соблюдая

этические

нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
-объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я
хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными

результатами

предшкольной

подготовки

является

формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту
УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
РегулятивныеУУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
учиться

-

учиться

работать

по

проговаривать

предложенному

последовательность

учителем

действий

плану;

на

занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом
-

учиться

(иллюстрациями)
отличать

верно

учебного

выполненное

пособия;

задание

от

неверного;

- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей

деятельности

на

занятии

и

деятельности

всего

класса;

- учиться оценивать результаты своей работы.
ПознавательныеУУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных
-

учиться

обозначениях);
находить

ответы

на

вопросы

в

иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные
-

классифицировать

картинки);
и

обобщать

на

основе

жизненного

опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
КоммуникативныеУУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от
собственной, уважать иную точку зрения;
оформлять

-учиться

свои

понятные

-строить

мысли

для

в

устной

партнера

форме;

высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера

по

деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения

и

учиться

следовать

им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов

интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными

результатами

предшкольной

подготовки

является

формирование следующих умений:
заданную

-продолжать
-называть

числа

от

до

1

счет

-вести

группы

-сравнивать

прямом

предметов
число

-соотносить

в

10

закономерность;
и

в
с

порядке;

пределах

предметов

предметов

обратном

10;

и

помощью

цифру;

составления

пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем
вопросы:

Сколько

было?

Сколько

стало?

Сколько

осталось?;

- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева –
направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше –
позже,

вчера

–

сегодня

–

завтра;

- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник)

среди

предложенных

и

среди

объектов

окружающей

действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие

фигуры

«от

руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в
качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Годовое тематическое планирование
«Математические ступеньки»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема занятия
Дата
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа
Уточнение пространственных представлений (вверху, 2.10
внизу, между, слева, справа)
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: 9.10
большой – маленький, больше – меньше.
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, 16.10
выше – ниже.
Ориентация на плоскости: слева, справа.
23.10
Длина. Длиннее – короче.
30.10
Сравнение групп предметов по количеству: больше, 6.11
меньше, столько же.
Закрепление пройденного материала.
13.11
Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.
20.11
Прямоугольник, квадрат.
27.11
Сравнение групп предметов по количеству: позже, 4.12
раньше.
Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – 11.12
тяжелее.
Закрепление пройденного материала.
18.12
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел
Число и цифра 1. Понятия «один – много».
25.12
Число и цифра 2. Понятие «пара».
15.01
Число и цифра 3. Состав числа 3.
22.01
Число и цифра 4. Состав числа 4.
29.01
Число и цифра 0.
5.02
Число и цифра 5. Состав числа 5.
12.02
Закрепление пройденного материала.
19.02
Понятие «равенство». Знак «=».
26.02
Действие «сложение». Конкретный смысл действия 5.03
«сложение». Знак действия «сложения» +.
Действие «вычитание». Конкретный смысл действия 12.03
«вычитание». Знак действия «вычитания» -.
Закрепление пройденного материала.
19.03
Число и цифра 6.
26.03
Число и цифра 7.
2.04
Число и цифра 8.
9.04
Число и цифра 9.
16.04
Число 10. Особенности записи числа 10.
23.04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».