ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 105
____________ Бурковская О.Н.
Приказ № 2-ПЛ от 31.08.2024
Дополнительная платная образовательная программа
«Школа развития. Письмо»
Год обучения: 1
Количество часов по плану:
1 – недельных, 28 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6 лет
Составитель: Филина Анна Александровна
Екатеринбург
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучение письму для дошкольников (в рамках
дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе)
разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А. Федосовой «Я
готовлюсь к письму» в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального образования.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
- комплект пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который
дополняет программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей:
"От рисунка к букве", «Мои первые буквы".
Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к
письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают
навыки
работы
в
открытом
и
ограниченном
пространстве,
учатся
штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру.
Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв
русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений,
аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как,
кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;
развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как
восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета
склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета,
так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный
характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети
могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные
затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной
конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного
аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому
программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для
подготовки к письму.
Цель программы
- развитие познавательной сферы старшего дошкольника средствами
комплексно разработанных психологических игр и упражнений.
Задачи программы
1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
3. Развивать воображения детей, произвольность внимания;
4. Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев,
5. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи,
6. Совершенствование
речевого
аппарата
учащихся
и
выработке
отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов,
слогов, звуков; совершенствование умения составлять рассказ по
картинке;
7. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с
другими).
8. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему
процессу обучению детей.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи
подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Режим занятий
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год (по 1 занятию в
неделю продолжительностью 30 минут).
Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностные УУД
• мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение
к школьному обучению.
Предметные УУД:
• различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
• гигиенические правила письма;
• ориентировка в пространстве листа;
• умение вписывать предметы различной конфигурации в рабочую строку.
Метапредметные:
• умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устныемонологические высказывания) с
учетом особенностей разных ситуаций общения;
• стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопрос.
Планируемые результаты:
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с
помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации,
составления узоров по аналогии и
самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для
пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при
письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить
работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать
пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром
предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и
их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из
элементов букв различной конфигурации.
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам
общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному:
громко — тихо,
быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать
звуки
русской
речи, понимать,
что правильная
артикуляция, хорошая
дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа,
громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на
обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и
жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной
деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное
слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Дошкольники должны знать:
Отличие буквы от звука.
Конфигурацию печатных букв.
Назначение прописной и строчной буквы
Отличие прописных букв от печатных. 10
Дошкольники должны уметь:
Ориентироваться на странице тетради
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа
налево и т.д.
Печатать буквы
Отличать заглавные и строчные буквы.
Календарно-тематический план курса «От слова к букве»
№
Тема занятия
Дата
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Раскрашивание пространства около контура. Сравнение
и сопоставление формы предметов.
Контур предметов. Обведение контура предметов по
нанесенным точкам. Сравнение и сопоставление форм
предметов.
Контур предметов. Обведение контура предметов по
нанесенным точкам. Сравнение и сопоставление форм
предметов.
Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
Контур предмета и раскрашивание его внутри. Линии,
образующие внутренний контур предметов.
Обведение по контуру предметов в рабочей строке.
Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии.
Работа в рабочей строке слева
Буква А (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.
Буква О (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.
Буква У (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.
Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.
Буква Э (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.
Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.
Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке.
Буква Р (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.
Буква Л (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.
Буква М (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.
Звонкие и глухие согласные. Буквы Б-П. Составление и
написание слогов.
Буквы Б-П. Составление и написание слогов.
Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.
Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.
Буквы Г-К. Составление и написание слогов.
Буквы Г-К. Составление и написание слогов.
4.10
11.10
18.10
25.10
1.11
8.11
15.11
22.11
29.11
6.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
21.02
28.02
7.03
14.03
24
25
26
27
28
Буквы В-Ф. Составление и написание слогов.
Буквы В-Ф. Составление и написание слогов.
Буквы З-С. Составление и написание слогов.
Буквы З-С. Составление и написание слогов.
Буквы Ж-Ш. Составление и написание слогов.
21.03
28.03
4.04
11.04
18.04