Рабочая программа арт-терапия Логинова

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 105
___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 u.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АРТ - ТЕРАПИЯ»

Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 недельных,
33 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Реализует Логинова Антонина Павловна

Екатеринбург, 2023

Рабочая программа студии «Радуга»
Пояснительная записка.
В настоящее время уделяется огромное внимание физическому и
интеллектуальному здоровью детей и, зачастую, без внимания остается его
психика,

его

эмоции, т.е. психологическое здоровье в целом. Повышенный уровень
тревожности,
низкая самооценка и наличие каких – либо страхов являются частым основанием
для

обращения

родителей

к

педагогу-психологу.

И

этим

проблемам

нужно уделять особое внимание.
По

мнению

многих

психологов

(Л.С.Выготский,

А.В.Запорожец

Д.Б.Эльконин,
и

др.) метод арт-терапии – это очень продуктивный и незаменимый способ
психологической

работы

с

детьми.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Когда
ребенок
занимается творчеством – он удовлетворяет свою потребность в признании,
позитивном
внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Он начинает
чувствовать
себя спокойно и расслабленно. Психологическая защита в виде негативизма,
замкнутости, демонстративности и агрессии уступает место творчеству и
инициативности. Через творчество ребенок познает себя, свое «я»: «у меня есть
способности», «я могу справиться с трудностями», «я становлюсь успешнее». А
взаимодействуя со взрослым, во время проведения занятий ребенок получает
позитивный
опыт от социальных отношений: «мне легко общаться со взрослым», «мне
помогают»,
«меня понимают и поддерживают».

Цель программы: создание

условий для эмоционально-личностного

развития
детей средствами арт-терапии.
В программе реализуются следующие задачи:


Способствовать снятию напряжения;



Нивелировать

механизмы

психологической

защиты

в

виде

негативизма,
демонстративности, замкнутости, повышенной тревожности;


Развивать

у

детей

чувство

собственной

значимости,

умение

контролировать свои действия;


Развивать у детей воображение.

В основе программы лежат следующие принципы:
•

Принцип

индивидуального

подхода.

Необходимо

учитывать

индивидуальные особенности детей.
• Принцип доступности. Изобразительная техника не противоречит
потребностям

и

возможностям

детского возраста. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка
так

же

естественно, как и рисовать в свободной деятельности.
• Принцип последовательности. Исходя из закона последовательного
развития,

начинать

интенсивный

процесс

нужно с более простого и доступного.
• Принцип новизны. Получение ребенком необычного опыта имеет большое
значение для его развития. Новизна данной программы заключается в
использовании художественного творчества как способа психологической
работы с детьми.
На развивающе-коррекционном этапе мы работаем над осознанием
ребенком собственной личности, своего «Я», своего значения в мире, развиваем
познавательные психические процессы, работаем над решением внутренних
проблем, преодолением эмоциональных расстройств и т.д. Развивающе-

коррекционный этап предусматривает использование различных техник арттерапии.
Аналитический этап позволяет определить изменения в эмоциональном
состоянии

ребенка,

эффективность

проведенных

занятий,

изменения

в

поведении и сфере взаимоотношений.
Контингент участников: дети 7-11 лет.
Количество участников: 7-15 человек.
Частота встреч: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 40 мин.
Структура программы: 32-33 занятия.
Тематическое планирование занятий в студии арт-терапии «Радуга»:
№
занятия

Планируемая дата для

Тема

1х классов / 5х классов

1

9.09

Знакомство

2

16.09

Рисунок в круге

3

23.09

Осенняя фантазия

4

30.09

Музыка - настроение

5

07.10

Я и мои эмоции

6

14.10

Тренинг

эффективного

межличностного
взаимодействия
7

21.10

Найда

8

28.10

Несуществующий зверек

9

11.11

Групповой коллаж «Мой
мир»

10

18.11

Тренинг

эффективного

межличностного
взаимодействия
11

25.11

Плетение

12

02.12

Солнечные лучики

13

09.12

Прощание со страхами

14

16.12

Моя мечта

15

23.12

Погружение в сказку.

16

13.01

Коллаж «Какой я»

17

20.01

Путаница

18

27.01

Дарим Радость

19

03.02

Работа

в

команде.

Тренинг командообразования
20
21

17.02

Сказочная импровизация

22

24.02

Волшебные краски

23

03.03

Мое дерево

24

10.03

Плетение - 2

25

17.03

Рукотворный

мир

(пластилин)
26

24.03

Социальнопсихологический
«Всегда

ли

мы

тренинг:
поступаем

правильно?»
27

07.04

Путешествие в Чудо-море

28

14.04

Невидимка

29

21.04

Придумаем сказку

30

28.04

Счастье

и

составляющие
31

12.05

Цветной мир

32

19.05

Я – это я

33

26.05

Фруктовое плетение

его

Материально-техническое обеспечение


Бумага формата А4



Цветные карандаши



Ноутбук



Колонки



Стулья, парты



Помещение (кабинет)

Планируемые результаты освоения программы:
Методические приемы, лежащие в основе коррекционной работы с детьми и
использующиеся в процессе занятий, обеспечивают достижение следующих
результатов:
* личностных:
- обеспечить эффективность эмоционального реагирования. В случаях
агрессивных проявлений открываются возможности преобразования негативных
эмоций в позитивные;
смягчить

-

процесс

коммуникации

для

стеснительных

и

слабо

ориентированных на сверстников детей;
- оказать влияние на осознание ребенком своих чувств , переживаний и
эмоциональных состояний и состояния удовлетворенности процессом обучения;
- повысить самооценку личности;
- обеспечить благоприятное течение социально-психологической адаптации
детей в коллективе и социуме и установление контакта с ровесниками и
преподавателем; повысить мотивацию к различным видам искусства.
метапредметных:

*

- достижение детьми поставленной задачи через активизацию художественной
деятельности

в

условиях

детского

коллектива;

- выявления потенциальных художественных возможностей каждого ребенка;
-

обогащения

новым

опытом

художественной

деятельности;

- развития эмоциональной сферы и творческой активности, максимально
быстрой
-

адаптации
средствами

искусства

в

новом

коллективе;

- развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков
конструктивного

общения;

- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить
задание
-

самому;

активное

участие

в

процессе

создания

творческих

работ;

- позитивный настрой детей в работе.
предметных:

*
-

овладение
развитие

навыками

познавательных

художественной

психических

процессов

деятельности;
(памяти,

мышления,
-

внимания,

воображения);

развитие

-

повышение

-

снижение

речи

и

коммуникативных

уверенности
тревожности,

навыков;

в

себе;
агрессивности;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».