ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 105
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 105
___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 u.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АРТ - ТЕРАПИЯ»
Год обучения: 1
Количество часов по плану: 1 недельных,
33 – годовых
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Реализует Логинова Антонина Павловна
Екатеринбург, 2023
Рабочая программа студии «Радуга»
Пояснительная записка.
В настоящее время уделяется огромное внимание физическому и
интеллектуальному здоровью детей и, зачастую, без внимания остается его
психика,
его
эмоции, т.е. психологическое здоровье в целом. Повышенный уровень
тревожности,
низкая самооценка и наличие каких – либо страхов являются частым основанием
для
обращения
родителей
к
педагогу-психологу.
И
этим
проблемам
нужно уделять особое внимание.
По
мнению
многих
психологов
(Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец
Д.Б.Эльконин,
и
др.) метод арт-терапии – это очень продуктивный и незаменимый способ
психологической
работы
с
детьми.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Когда
ребенок
занимается творчеством – он удовлетворяет свою потребность в признании,
позитивном
внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Он начинает
чувствовать
себя спокойно и расслабленно. Психологическая защита в виде негативизма,
замкнутости, демонстративности и агрессии уступает место творчеству и
инициативности. Через творчество ребенок познает себя, свое «я»: «у меня есть
способности», «я могу справиться с трудностями», «я становлюсь успешнее». А
взаимодействуя со взрослым, во время проведения занятий ребенок получает
позитивный
опыт от социальных отношений: «мне легко общаться со взрослым», «мне
помогают»,
«меня понимают и поддерживают».
Цель программы: создание
условий для эмоционально-личностного
развития
детей средствами арт-терапии.
В программе реализуются следующие задачи:
Способствовать снятию напряжения;
Нивелировать
механизмы
психологической
защиты
в
виде
негативизма,
демонстративности, замкнутости, повышенной тревожности;
Развивать
у
детей
чувство
собственной
значимости,
умение
контролировать свои действия;
Развивать у детей воображение.
В основе программы лежат следующие принципы:
•
Принцип
индивидуального
подхода.
Необходимо
учитывать
индивидуальные особенности детей.
• Принцип доступности. Изобразительная техника не противоречит
потребностям
и
возможностям
детского возраста. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка
так
же
естественно, как и рисовать в свободной деятельности.
• Принцип последовательности. Исходя из закона последовательного
развития,
начинать
интенсивный
процесс
нужно с более простого и доступного.
• Принцип новизны. Получение ребенком необычного опыта имеет большое
значение для его развития. Новизна данной программы заключается в
использовании художественного творчества как способа психологической
работы с детьми.
На развивающе-коррекционном этапе мы работаем над осознанием
ребенком собственной личности, своего «Я», своего значения в мире, развиваем
познавательные психические процессы, работаем над решением внутренних
проблем, преодолением эмоциональных расстройств и т.д. Развивающе-
коррекционный этап предусматривает использование различных техник арттерапии.
Аналитический этап позволяет определить изменения в эмоциональном
состоянии
ребенка,
эффективность
проведенных
занятий,
изменения
в
поведении и сфере взаимоотношений.
Контингент участников: дети 7-11 лет.
Количество участников: 7-15 человек.
Частота встреч: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 40 мин.
Структура программы: 32-33 занятия.
Тематическое планирование занятий в студии арт-терапии «Радуга»:
№
занятия
Планируемая дата для
Тема
1х классов / 5х классов
1
9.09
Знакомство
2
16.09
Рисунок в круге
3
23.09
Осенняя фантазия
4
30.09
Музыка - настроение
5
07.10
Я и мои эмоции
6
14.10
Тренинг
эффективного
межличностного
взаимодействия
7
21.10
Найда
8
28.10
Несуществующий зверек
9
11.11
Групповой коллаж «Мой
мир»
10
18.11
Тренинг
эффективного
межличностного
взаимодействия
11
25.11
Плетение
12
02.12
Солнечные лучики
13
09.12
Прощание со страхами
14
16.12
Моя мечта
15
23.12
Погружение в сказку.
16
13.01
Коллаж «Какой я»
17
20.01
Путаница
18
27.01
Дарим Радость
19
03.02
Работа
в
команде.
Тренинг командообразования
20
21
17.02
Сказочная импровизация
22
24.02
Волшебные краски
23
03.03
Мое дерево
24
10.03
Плетение - 2
25
17.03
Рукотворный
мир
(пластилин)
26
24.03
Социальнопсихологический
«Всегда
ли
мы
тренинг:
поступаем
правильно?»
27
07.04
Путешествие в Чудо-море
28
14.04
Невидимка
29
21.04
Придумаем сказку
30
28.04
Счастье
и
составляющие
31
12.05
Цветной мир
32
19.05
Я – это я
33
26.05
Фруктовое плетение
его
Материально-техническое обеспечение
Бумага формата А4
Цветные карандаши
Ноутбук
Колонки
Стулья, парты
Помещение (кабинет)
Планируемые результаты освоения программы:
Методические приемы, лежащие в основе коррекционной работы с детьми и
использующиеся в процессе занятий, обеспечивают достижение следующих
результатов:
* личностных:
- обеспечить эффективность эмоционального реагирования. В случаях
агрессивных проявлений открываются возможности преобразования негативных
эмоций в позитивные;
смягчить
-
процесс
коммуникации
для
стеснительных
и
слабо
ориентированных на сверстников детей;
- оказать влияние на осознание ребенком своих чувств , переживаний и
эмоциональных состояний и состояния удовлетворенности процессом обучения;
- повысить самооценку личности;
- обеспечить благоприятное течение социально-психологической адаптации
детей в коллективе и социуме и установление контакта с ровесниками и
преподавателем; повысить мотивацию к различным видам искусства.
метапредметных:
*
- достижение детьми поставленной задачи через активизацию художественной
деятельности
в
условиях
детского
коллектива;
- выявления потенциальных художественных возможностей каждого ребенка;
-
обогащения
новым
опытом
художественной
деятельности;
- развития эмоциональной сферы и творческой активности, максимально
быстрой
-
адаптации
средствами
искусства
в
новом
коллективе;
- развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков
конструктивного
общения;
- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить
задание
-
самому;
активное
участие
в
процессе
создания
творческих
работ;
- позитивный настрой детей в работе.
предметных:
*
-
овладение
развитие
навыками
познавательных
художественной
психических
процессов
деятельности;
(памяти,
мышления,
-
внимания,
воображения);
развитие
-
повышение
-
снижение
речи
и
коммуникативных
уверенности
тревожности,
навыков;
в
себе;
агрессивности;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной