Рабочая программа русский язык платные

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 105»
МАОУ СОШ № 105

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 105
___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Год обучения: 1
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-16 лет

1

Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 68 часа.
Основная цель курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к
межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками
успешной коммуникации.
Условия

успешной

коммуникации

–

сложная,

многомерная

категория,

представляющая

собой

синтез

лингвистического,

культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми,
лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее
составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот
механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого
языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых
стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать « невербальное
поведение собеседника и др.
В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:
-

развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

-

формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на
основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

В тематическое планирование курса были добавлены темы, связанные с использованием рекламных текстов, деловых писем, пресс-релизов,
информационных бюллетеней. Курс состоит из лекций по речевой культуре, условиям успешной коммуникации, семинарских занятий, на
которых обучающиеся выступят с сообщениями по тем или иным вопросам речевой деятельности, лингвистических экспериментов,
практических работ разных видов.

2

Формы, методы, средства: обучение на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных пожеланий и потребностей учащихся,
интерактивность (ролевые игры, тренинги, проекты)
Основное содержание каждой темы курса
Лекция.
Речевое общение: культура и этика речевого общения
Основные понятия:
 Речевое общение.
 Речевое поведение, речевой этикет.
 Речевая ситуация как основа функционирования речевого общения.
 Деловой этикет.
 Национальная специфика речевого этикета.
Лекция.
Основные понятия успешной коммуникации.
Основные понятия:
 Обращение.
 Вербальные и невербальные средства общения.
 Мимика, жестикуляция.
 Ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические жесты.
 Национальный характер жестов.
Семинарское занятие

3

Коммуникативные качества речи
Основные понятия:
 Точность речи.
 Понятность речи.
 Богатство и разнообразие речи.
 Чистота речи.
 Выразительность речи.
Практическое занятие.
Правильность - главное коммуникативное качество речи
Основные понятия:
 Правильность речи как непреложное условие успешной коммуникации.
 Типичные ошибки и недочеты.
 Языковые и речевые средства выразительности.
Практическое занятие
Функциональные стили речи
Основные понятия:
 Основания классификации функциональных стилей.
 Научный стиль.
 Официально-деловой стиль.
 Публицистический стиль.

4

 Разговорный стиль.
 Стиль художественной литературы.
Лекция
Формы общения
Основные понятия:


Формы общения: монолог, диалог и полилог.



Особенности монологической формы речевого общения.



Диалог как основная форма устноязычного общения.



Характеристика полилога.



Правила для говорящих и слушающих.

Семинарско-практическое занятие.
Устная разговорная речь
Основные понятия:


Устная разговорная речь.



Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.



Правила ведения спора.

Семинарское занятие

5

Основы мастерства публичной речи
Основные понятия:


Оратор и его аудитория.



Композиция публичного выступления.



Приемы изложения и объяснения содержания речи.



Аргументация в ораторской речи.



Контакт оратора с аудиторией.



Как готовиться к выступлению.

Лекция.
Паблисити. Информационный бюллетень. Пресс-релиз.
Основные понятия:


Паблисити. Информационная стратегия.



Информационный бюллетень. Как он должен выглядеть?
Пресс-релиз. Что это такое?

Практическое занятие
Языковые особенности построения рекламных текстов
Основные понятия:


Реклама, профессии, связанные с рекламой.



Основные цели рекламы.



Слоган. Выразительные средства слоганов.

Лекция

6

Деловое письмо
Основные понятия:


Язык деловой переписки.



Функции официально-делового стиля.



Деловые письма.



Виды деловых писем.

Практическое занятие
Виды деловых писем
Основные понятия:


Договор.



Благодарственное письмо.



Письмо – запрос.

Самостоятельная творческая работа по составлению проекта: написание черновиков, обсуждение спорных вопросов, составление плана
сообщения, оформление.
Представление и защита проектов.
Обсуждение проектов, рецензирование.
Результаты изучения курса
Обучающиеся, успешно окончившие курс, смогут:
 вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;
 отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;

7

 ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;
 определять причины коммуникативных удач и неудач;
 уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата;
 высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;
 адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные средства общения;
 соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.

Образовательные результаты
изучения данного курса могут быть выявлены и оценены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с обучающимися по содержанию изученных тем, рецензирование ответов обучающихся);
- тематический контроль (практические работы по отдельным темам, тематические зачеты и т.д.);
- зачетный практикум (индивидуальное или групповое выполнение (устное или письменное) обязательных практических
заданий, связанных с прикладным аспектом тем курса);
- обобщающий контроль:
1. Реферативное сообщение по следующим вопросам:
1. Формулы речевого этикета.
2. Интервью как жанр публицистики.
3. Роль интонации в речевом общении.
4. Орфоэпические нормы русского литературного языка.
5. Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений.
6. Юмор, шутка, анекдот. Определение природы комического. Классификация юмористических ситуаций и текстов.
7. Телефонный разговор. Специфика жанра. Этикет телефонного разговора.

8

Возможны другие темы реферативных сообщений.
1. Создание проекта в виде рекламы, пресс-релиза, информационного бюллетеня.
2. Защита портфолио – портфеля достижений: набор самостоятельно выполненных в течение изучения курса работ, выбранных
обучающимся в соответствии с перечнем, предложенным учителем.
Оценивание результатов изучения предлагается проводить по традиционным «Нормам оценки знаний, умений и навыков
учащихся»
Курс по выбору
«Условия успешной коммуникации»
Учебно-тематический план

№

Название темы

Лек-ции

Семинары

Практически

Самост.раб

е занятия

ота

1-2

Речевое общение: культура и этика речевого общения

1

1

3-4

Основные условия успешной коммуникации

1

1

5-6

Основные условия успешной коммуникации

1

1

7-8

Коммуникативные качества речи

9.

Правильность – главное коммуникативное качество речи

10.

Орфоэпия – основная сторона культуры речи

1

1
1

1

9

11.

Акцентология. Особенности и функции ударения

1

12.

Нормы произношения безударных гласных звуков

1

13.

Законы произношения согласных звуков

1

14.

Четырнадцать правил, помогающих убедить

15-16

Правила Гомера, Сократа, Паскаля

17.

Способны ли вы слушать и слышать собеседника? Тестирование

18-19

Конфликтогены- слова-враги . Как избежать их в речи?

20.

Искусство комплимента

21-22

Решаем вместе. Ситуации из нашей жизни. Групповая работа

23-24

Жесты и мимика как невербальные средства общения

25-26

Язык жестов и поз. Работа в парах

27.

Жесты приветствия, открытости, уверенности

1

28.

Жесты защиты, сомнения, оценки

1

29-30

Семь способов распознать лжеца

1

31-32

Решение коммуникативно-ситуативных задач

33-34

Публичное выступление. Способы добиться уверенности

1
1
1
1
1
1
1

1
1

10

35-36

Упражнения для снятия аудиторного шока

37.

Техника речи

1

38.

Темп и ритм речи

1

39-40

Правила чтения

1

41-42

Интеллектуальный тренинг «Общение»

43-44

Функциональные стили речи

1

1

45-46

Формы общения

1

1

47-48

Устная разговорная речь

1

49-50

Диалекты. Профессионализмы. Жаргонизмы. Сфера их употребления.

1

51-53

Основы мастерства публичной речи

54-55

Паблисити. Информационный бюллетень. Пресс-релиз

56-57

Особенности рекламных текстов. Составление рекламных текстов

58-60

Деловое письмо

61-64

Самостоятельная творческая работа

3

65-68

Защита творческих проектов

3

1

1

1

1

1
1
1

1

1

2
2
2

1

2

11

Список литературы для учителя:
1) Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т. О. Деловое письмо. – М., 2005 г.
2) Элисон Бейверсток. Заставьте слово работать на себя. – М, 2004 г.
3) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов- на-Дону, 2002 г.
4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов- на-Дону, 1996 г.
5) Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М., 1996 г.
6) Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 2002г.
7) Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М., 2006 г.
8) Меркин Г.С, Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». – М.,
2007 г.
9) Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород, 1992 г.
10) Розентать Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003 г.
11) Рыжаков Г.Я. Образцы документов для граждан. Информационные материалы. – М., 2003 г.
12) Интернет-ресурсы.
www.ido.rudn.ru
www.i-u.ru
www.dofa.ru
www.slavianie.narod.ru
www.cspu.ru
www.etiquette.ru
www.homeclass.ru

12

Справочные издания
1) Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 2006 г.
2) Бирюкова В.Т. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М., 2006 г.
3) Бурцева В.В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка. – М., 2006 г.
4) Бурцева В.В. Словарь иностранных слов. – М., 2005 г.
5) Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М., 2001 г.
6) Золотой фонд. Энциклопедия. Русский язык. – М., 2003 г.
7) Иванова Т.Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М., 2004г.
8) Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2004 г.
Список литературы для учащихся:
1) Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. – М., 1995
2) Галлингер И.В. Культура речи: нормы современного русского литературного языка. – М., 1994
3) Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М., 2006 г.
4) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003 г.
5) Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2004 г.
6) Бирюкова В.Т. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М., 2006 г.
7) Бурцева В.В. Словарь иностранных слов. – М., 2005 г.
8) Интернет-ресурсы.

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».