ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 105»
МАОУ СОШ № 105
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 105
___________ О.Н. Бурковская
Приказ № 1-ПЛ от 31.08.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ»
Год обучения: 1
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-16 лет
1
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 68 часа.
Основная цель курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к
межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками
успешной коммуникации.
Условия
успешной
коммуникации
–
сложная,
многомерная
категория,
представляющая
собой
синтез
лингвистического,
культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми,
лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее
составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот
механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого
языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых
стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать « невербальное
поведение собеседника и др.
В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:
-
развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;
-
формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на
основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
В тематическое планирование курса были добавлены темы, связанные с использованием рекламных текстов, деловых писем, пресс-релизов,
информационных бюллетеней. Курс состоит из лекций по речевой культуре, условиям успешной коммуникации, семинарских занятий, на
которых обучающиеся выступят с сообщениями по тем или иным вопросам речевой деятельности, лингвистических экспериментов,
практических работ разных видов.
2
Формы, методы, средства: обучение на основе опыта и сотрудничества, учет индивидуальных пожеланий и потребностей учащихся,
интерактивность (ролевые игры, тренинги, проекты)
Основное содержание каждой темы курса
Лекция.
Речевое общение: культура и этика речевого общения
Основные понятия:
Речевое общение.
Речевое поведение, речевой этикет.
Речевая ситуация как основа функционирования речевого общения.
Деловой этикет.
Национальная специфика речевого этикета.
Лекция.
Основные понятия успешной коммуникации.
Основные понятия:
Обращение.
Вербальные и невербальные средства общения.
Мимика, жестикуляция.
Ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические жесты.
Национальный характер жестов.
Семинарское занятие
3
Коммуникативные качества речи
Основные понятия:
Точность речи.
Понятность речи.
Богатство и разнообразие речи.
Чистота речи.
Выразительность речи.
Практическое занятие.
Правильность - главное коммуникативное качество речи
Основные понятия:
Правильность речи как непреложное условие успешной коммуникации.
Типичные ошибки и недочеты.
Языковые и речевые средства выразительности.
Практическое занятие
Функциональные стили речи
Основные понятия:
Основания классификации функциональных стилей.
Научный стиль.
Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль.
4
Разговорный стиль.
Стиль художественной литературы.
Лекция
Формы общения
Основные понятия:
Формы общения: монолог, диалог и полилог.
Особенности монологической формы речевого общения.
Диалог как основная форма устноязычного общения.
Характеристика полилога.
Правила для говорящих и слушающих.
Семинарско-практическое занятие.
Устная разговорная речь
Основные понятия:
Устная разговорная речь.
Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.
Правила ведения спора.
Семинарское занятие
5
Основы мастерства публичной речи
Основные понятия:
Оратор и его аудитория.
Композиция публичного выступления.
Приемы изложения и объяснения содержания речи.
Аргументация в ораторской речи.
Контакт оратора с аудиторией.
Как готовиться к выступлению.
Лекция.
Паблисити. Информационный бюллетень. Пресс-релиз.
Основные понятия:
Паблисити. Информационная стратегия.
Информационный бюллетень. Как он должен выглядеть?
Пресс-релиз. Что это такое?
Практическое занятие
Языковые особенности построения рекламных текстов
Основные понятия:
Реклама, профессии, связанные с рекламой.
Основные цели рекламы.
Слоган. Выразительные средства слоганов.
Лекция
6
Деловое письмо
Основные понятия:
Язык деловой переписки.
Функции официально-делового стиля.
Деловые письма.
Виды деловых писем.
Практическое занятие
Виды деловых писем
Основные понятия:
Договор.
Благодарственное письмо.
Письмо – запрос.
Самостоятельная творческая работа по составлению проекта: написание черновиков, обсуждение спорных вопросов, составление плана
сообщения, оформление.
Представление и защита проектов.
Обсуждение проектов, рецензирование.
Результаты изучения курса
Обучающиеся, успешно окончившие курс, смогут:
вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;
отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;
7
ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;
определять причины коммуникативных удач и неудач;
уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата;
высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;
адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные средства общения;
соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.
Образовательные результаты
изучения данного курса могут быть выявлены и оценены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с обучающимися по содержанию изученных тем, рецензирование ответов обучающихся);
- тематический контроль (практические работы по отдельным темам, тематические зачеты и т.д.);
- зачетный практикум (индивидуальное или групповое выполнение (устное или письменное) обязательных практических
заданий, связанных с прикладным аспектом тем курса);
- обобщающий контроль:
1. Реферативное сообщение по следующим вопросам:
1. Формулы речевого этикета.
2. Интервью как жанр публицистики.
3. Роль интонации в речевом общении.
4. Орфоэпические нормы русского литературного языка.
5. Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений.
6. Юмор, шутка, анекдот. Определение природы комического. Классификация юмористических ситуаций и текстов.
7. Телефонный разговор. Специфика жанра. Этикет телефонного разговора.
8
Возможны другие темы реферативных сообщений.
1. Создание проекта в виде рекламы, пресс-релиза, информационного бюллетеня.
2. Защита портфолио – портфеля достижений: набор самостоятельно выполненных в течение изучения курса работ, выбранных
обучающимся в соответствии с перечнем, предложенным учителем.
Оценивание результатов изучения предлагается проводить по традиционным «Нормам оценки знаний, умений и навыков
учащихся»
Курс по выбору
«Условия успешной коммуникации»
Учебно-тематический план
№
Название темы
Лек-ции
Семинары
Практически
Самост.раб
е занятия
ота
1-2
Речевое общение: культура и этика речевого общения
1
1
3-4
Основные условия успешной коммуникации
1
1
5-6
Основные условия успешной коммуникации
1
1
7-8
Коммуникативные качества речи
9.
Правильность – главное коммуникативное качество речи
10.
Орфоэпия – основная сторона культуры речи
1
1
1
1
9
11.
Акцентология. Особенности и функции ударения
1
12.
Нормы произношения безударных гласных звуков
1
13.
Законы произношения согласных звуков
1
14.
Четырнадцать правил, помогающих убедить
15-16
Правила Гомера, Сократа, Паскаля
17.
Способны ли вы слушать и слышать собеседника? Тестирование
18-19
Конфликтогены- слова-враги . Как избежать их в речи?
20.
Искусство комплимента
21-22
Решаем вместе. Ситуации из нашей жизни. Групповая работа
23-24
Жесты и мимика как невербальные средства общения
25-26
Язык жестов и поз. Работа в парах
27.
Жесты приветствия, открытости, уверенности
1
28.
Жесты защиты, сомнения, оценки
1
29-30
Семь способов распознать лжеца
1
31-32
Решение коммуникативно-ситуативных задач
33-34
Публичное выступление. Способы добиться уверенности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
35-36
Упражнения для снятия аудиторного шока
37.
Техника речи
1
38.
Темп и ритм речи
1
39-40
Правила чтения
1
41-42
Интеллектуальный тренинг «Общение»
43-44
Функциональные стили речи
1
1
45-46
Формы общения
1
1
47-48
Устная разговорная речь
1
49-50
Диалекты. Профессионализмы. Жаргонизмы. Сфера их употребления.
1
51-53
Основы мастерства публичной речи
54-55
Паблисити. Информационный бюллетень. Пресс-релиз
56-57
Особенности рекламных текстов. Составление рекламных текстов
58-60
Деловое письмо
61-64
Самостоятельная творческая работа
3
65-68
Защита творческих проектов
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
11
Список литературы для учителя:
1) Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т. О. Деловое письмо. – М., 2005 г.
2) Элисон Бейверсток. Заставьте слово работать на себя. – М, 2004 г.
3) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов- на-Дону, 2002 г.
4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов- на-Дону, 1996 г.
5) Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М., 1996 г.
6) Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 2002г.
7) Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М., 2006 г.
8) Меркин Г.С, Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». – М.,
2007 г.
9) Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород, 1992 г.
10) Розентать Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003 г.
11) Рыжаков Г.Я. Образцы документов для граждан. Информационные материалы. – М., 2003 г.
12) Интернет-ресурсы.
www.ido.rudn.ru
www.i-u.ru
www.dofa.ru
www.slavianie.narod.ru
www.cspu.ru
www.etiquette.ru
www.homeclass.ru
12
Справочные издания
1) Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 2006 г.
2) Бирюкова В.Т. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М., 2006 г.
3) Бурцева В.В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка. – М., 2006 г.
4) Бурцева В.В. Словарь иностранных слов. – М., 2005 г.
5) Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М., 2001 г.
6) Золотой фонд. Энциклопедия. Русский язык. – М., 2003 г.
7) Иванова Т.Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М., 2004г.
8) Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2004 г.
Список литературы для учащихся:
1) Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. – М., 1995
2) Галлингер И.В. Культура речи: нормы современного русского литературного языка. – М., 1994
3) Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М., 2006 г.
4) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2003 г.
5) Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2004 г.
6) Бирюкова В.Т. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М., 2006 г.
7) Бурцева В.В. Словарь иностранных слов. – М., 2005 г.
8) Интернет-ресурсы.
13
14